Письмо
«Просто не могу понять. Я в детстве всегда рисовала людей по одному шаблону. Сначала контур лица, потом глаза, нос, губы, волосы, шея, плечи, руки, торс и ноги (или платье). Только, только и только так. И насколько помню, все мои ровесники рисовали так.
Теперь наблюдаю за дочерью. Она ходит в художественную школу, а рисует неправильно. Может начинать рисовать что угодно с чего угодно: зайца — с морковки, принцессу — с узоров на платье, русалку — с волос, вообще любой рисунок с любого места картинки, с любой детали. И вот интересно: их так учат или она у меня такая нестандартная?
Как научить ребенка рисовать правильно? Чтобы и замысел был, и последовательность, и, главное, техника. Не много ли фантазий? Почему детям руку не ставят, почему так мало технических упражнений дают? Зачем так много произвольных заданий? Пока не вижу проку в художественной школе«.
…Мой сын увлекся рыцарями, коронами и каретами. И если он начинает рисовать карету с украшения на ней, то получается гигантская корона, а под ней довольно хлипкая карета. Или начинает рисовать с колес — тогда они только и получаются. Сколько у меня таких горе-рисунков! А научить продумывать композицию заранее не получается. И что делать?
…Дочка рисует человечков
…Меня смущает, что в каждом рисунке у него все
…В изостудии одна девочка меня недавно удивила. Мы рисовали колобка, а она начала рисунок сразу красками с узоров на синем платье лисички! Хотя обычно дети берутся сначала за колобка, а потом уж что придется, по остаточному принципу.
…Моя совсем маленькая. Я для нее рисую. Спрашиваю: «Что тебе нарисовать?» Она говорит, например: «Кису». «С чего начинать?» — спрашиваю. А она: «Хвост!»
…А скажите, к такому типу мышления прилагается отсутствие логического мышления? Или это только нам так «повезло», что
…Когда ребенок очень развит эмоционально, у него проблемы даже не с логикой, а с рациональностью. Я же вижу: замысел начисто отсутствует, может нарисовать
Мнение специалиста
Почему они рисуют?
В каждом ребенке живет маленький эмоциональный гений. Именно в художественно-эмоциональной сфере творческой игры ребенок одарен наиболее ярко. Когда взрослые не берут это в расчет, рисующие дети для них всего лишь дети, которые заняты в данный момент рисованием. У них «получается» или «не получается», но в любом случае это несерьезно — куча разноцветного хлама. У ребенка могут возникнуть творческие неудачи, он может потерять вдохновение, поскольку лишен главной поддержки — эмоционального отклика взрослых. Подчеркиваю: эмоционального, а не интеллектуально-корректирующего.
Эмоциональный отклик — это не «Ой как здорово!» или «Классно, давай на стенку повесим». Это способность взрослого к переживанию художественных настроений и умение говорить о них. И конечно, немного знаний о возможностях и особенностях развития ребенка.
Как правильно и как неправильно
Ребенок сначала в комплексе совершенствует чувствование и переживание: видение, слушание, осязание, обоняние. И только потом — говорение, знаковая деятельность чтения и письма. Но очень долго ведущей деятельностью для него остается игра и чувственно-образное мышление. Значит, естественно для маленьких детей начинать занятия искусством с озвучивания, проговаривания, с рисования своих ощущений. И только потом, когда будет получен и закреплен опыт художественного переживания, когда созреют соответствующие мозговые структуры и сформируются адекватные психологические «органы» и механизмы, дети смогут опираться на понятия и понимание. Так определено природой, и это естественно.
Но общепринятым считается другое обучение дошкольников искусству. В его основе лежит представление о том, что к художественной культуре надо идти через грамотность, язык и технологию. Так же, как и к понятийным учебным предметам. Вначале, дескать, ребенок должен выучить название цветов, потом обучиться держать кисть и карандаш, затем попробовать закрасить фигурку… Это как раз и есть движение наоборот, поскольку природа художественного сознания и его история требуют в воспитании и развитии ребенка следовать от эстетического переживания к знаку.
Успешным будет такое сотрудничество с ребенком, когда взрослый заинтересован в самом ребенке, а не в том, чтобы научить его делать
Сначала целостные образы
И вот вы заметили, что он легко и радостно справляется с крупными недетализированными художественными комплексами. Например, наш малыш удачно нарисовал зайчика. Мы говорим: «Нарисуй, пожалуйста, такого же зайчика, но крупнее, чтобы можно было увидеть его глазки, реснички, ушки, лапки, хвостик, чтобы узнать, какого цвета шерстка и носик».
Он нарисует, но деталей видно не будет. Почему? Потому что все, и самое маленькое и самое большое, ребенок создает как эстетически обобщенное и «без подробностей». Целое и ничего, кроме целого. На основе целостного же художественного переживания.
От целостного переживания образа к деталям, знакам, понятиям он двинется позднее, когда напитается культурой художественного переживания, а его сознание научится специализировать различные оттенки художественных настроений. Когда у него созреют соответствующие мозговые структуры и он начнет использовать язык и грамоту искусства. Вот тогда он и двинется от авторства к исполнительству, к восприятию и оценке. Вот тогда он увлечется деталями во всех их подробностях. Не наоборот.
Итак, счастливое детство в искусстве начинается с того, что воздействие мира на ребенка многокрасочно и богато, а органика ребенка свободна. Чувства, взаимодействующие одно с другими, начинают порождать новые психологические качества — натуральные слухо-зрительно-двигательные ассоциации. С помощью взрослого, обращающего внимание ребенка на все новые и новые художественные «оттиски» ощущений, создается копилка эстетических переживаний и образов, своеобразный персональный детский фонд искусства.
Об этическом прецеденте и не только
В художественной игре ребенок как бы повторяет историю искусства. А в далекой исторической точке искусство было синкретичным, то есть неразрывно-целостным. Самое важное здесь то, что на основе двустороннего многоцветного отношения «ребенок — мир» у первого появляется возможность так или иначе заявить свою личностную позицию. А это позиция художника. Мир проявляет черты родства с ним. Не существует границы между Я и
Владимир РАЖНИКОВ, доктор психологических наук