За последние годы качество российского кино заметно улучшилось. Успехами, которых нельзя не замечать, российские фильмы обязаны реформе 2010 года, когда были созданы Фонд кино и институт лидеров отечественного кинопроизводства. Это позволило сосредотачивать ресурсы на значимых проектах и делать крупнобюджетные картины. В кинотеатры люди идут и за зрелищем, и за аттракционом. Сегодняшняя городская история, бесспорно, может быть прекрасной, но все-таки зритель покупает билет в кинотеатр, чтобы на огромном экране пережить нечто большее.
В существенной степени зрительский интерес связан с постановочным качеством — звуком, изображением и всеми остальными компонентами. Достаточно вспомнить кассовый успех фильмов «Легенда № 17», «Движение вверх», «Салют-7», «Последний богатырь», «Лед», «Притяжение». Это крупные дорогие проекты.
Уже 4–5 лет назад мы начали активно присутствовать на зарубежных рынках. Началось это с полнометражных анимационных фильмов. Раньше в истории российской мультипликации этого не было. Авторское российское кино всегда присутствовало на международных рынках, а зрительское — никогда. Благодаря повышению уровня отечественного кино барьер преодолен, и сейчас каждый качественный российский фильм продается в десятках стран. Это тоже позволяет сокращать риски, связанные с кинопроизводством.
Присутствие российских картин на рынках важно и в культурном смысле, и в смысле так называемого странового пиара. И поскольку кино — дело международное, хотелось бы, чтобы смотрели не только мы, но и весь мир. Нужно увеличивать свое присутствие. А это тоже связано в существенной степени с государственной поддержкой и общим бюджетом кинопроизводства в стране.
Что немаловажно, в результате реформы появилась предсказуемость — продюсерам передали компетенцию принимать решения. По моему мнению, эта модель является очень эффективной, и государственная поддержка имеет здесь существенное значение. В бюджетах зрительских фильмов на один государственный рубль приходит два частных, включая затраты на выпуск картины и рекламу, которая производится только за частные деньги. Но без этого госрубля два частных не придут, поэтому государственная поддержка является мощным инвестиционным магнитом.
Систему нужно усовершенствовать и укреплять. Уже сейчас развитие идет достаточно бурными темпами. При этом важно отметить, что валютная составляющая в кино довольно большая, и если ее сократить, высвободятся дополнительные средства. Пока все камеры, рельсы, свет, ткани, краски, огромное количество строительных материалов, транспорт в существенной степени производятся не в России и мы вынуждены их импортировать. В то же время наша страна уже сейчас могла бы производить программное обеспечение для компьютерной графики, съемочной техники, анимации — прикладной или даже базовой.
Многие вещи мы создаем на мировом уровне — и 3D-анимацию, и компьютерную графику. Например, модель Земли, которую мы с коллегами собрали при съемках фильма «Салют-7», уникальна. С ее помощью можно моделировать восходы, закаты, направление ветра, облака и многое другое. Если Альфонсо Куарон захочет снимать «Гравитацию-2» и ему потребуются виды планеты, ему будет логично арендовать у нас эту модель.
Сейчас правительство активно развивает программу поддержки несырьевого экспорта. Обсуждаемый объем поддержки на ближайшие годы — 2 трлн рублей. На последнем совете по кино я предложил председателю правительства включить в приоритеты кино. Идея была поддержана, и очень важно, чтобы она заработала. Сегодня так: кто владеет аудиовизуальным контентом, тот владеет миром.