В Париже начинаются выставки, входившие в дополнительную программу ярмарки современного искусства FIAC. Сама ярмарка ушла в сеть, а они остались. Первое открытие — предаукционная выставка Christie`s «Тайный сад Поля Хайма». Скульптуры Родена, Майоля, Колдера, Миро из сада знаменитого торговца искусством Хайма (1921–2006) выставлены до 22 октября в штаб-квартире группы Kering. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Штаб-квартира Kering — целый квартал, принадлежавший старинной больнице Лаэннек. Здания XVII–XVIII веков, в том числе капелла, построенная еще при Людовике XIII, были отреставрированы в 2000-х годах, приведены в порядок роскошные сады. Здесь идет предаукционная выставка современной скульптуры «Тайный сад Поля Хайма». Почему здесь? Да потому что главный акционер аукционного дома Christie`s — Франсуа Пино, владелец Kering, известный коллекционер современного искусства, создатель двух музеев в Венеции и одного в Париже, который откроется в январе
В садах Лаэннек выставлена 41 скульптура, принадлежавшая торговцу искусством, меценату, писателю Полю Хайму. В 1969 году Хайм вместе с женой, художницей Жаннет Леруа, купил маленькую ферму La Petite Escalere в Сен-Лоран-де-Госе на берегу реки Адур неподалеку от Биаррица. Первые скульптуры появились в саду как украшение. Одни были подарками друзей-художников, другие специально покупались или заказывались. Сад становился все больше.
В саду Хайма произрастали и скульптурная классика, и работы современников. В курдонере посетителей выставки встречают изможденный мужчина Огюста Родена (эскиз к «Гражданам Кале») и пышнозадая дева Аристида Майоля. Скульптурная пара стоит по сторонам мозаики работы Чжао Уцзи (1920–2013), сделанной по заказу хозяев. Перед фасадом капеллы — модуль Александра Колдера, головы Антуана Бурделя и модернизированная Ника, напоминающая, скорее, дементоров из «Гарри Поттера», чилийца Роберто Матты. За капеллой, внутри которой установлены, в частности, бетонные муралы Эдуардо Чильиды и черная овальная «Раковина» Хуана Миро, открывается новый сад. В нем — мозаики Фернана Леже, фонтан Ники де Сен-Фалль и главный лот торгов — весело раскрашенный бронзовый тотем Жоана Миро «Ласка птицы» (1967), один из трех существующих в мире экземпляров. Эстимейты — в диапазоне от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч евро. Самыми дорогими на торгах, которые назначены на 22 октября, могут стать Миро (€4–6 млн), Колдер (€2–3 млн), Чжао Уцзи (€1–2 млн), Роден (€500–700 тыс.), Майоль (€500–700 тыс.), Чильида (€400–600 тыс.), Ники де Сен-Фалль (€300–500 тыс.).
«Здесь нет ни одной вещи, которую отец покупал исключительно для перепродажи,— говорит дочь хозяина сада Доминик Хайм.— Он, конечно, торговал искусством, но всегда брал только то, что готов был оставить у себя». Ее отец методично защищал скульптуру, ставшую «бедным родственником» художественного рынка, но свою коллекцию составлял почти по наитию. Приобретение было каждый раз скорее азартной случайностью, чем исполнением плана, и, как вспоминает Доминик, иногда вызывало похмелье: вещь куплена, куда ее теперь ставить, как за ней ухаживать, как планировать под нее участок? Садовник Жильбер Катри должен был не только следить за деревьями и кустарниками, но и согласовывать вырубки и посадки с логикой парка, превращавшегося в музей в лесу.
«Создавая этот сад, Поль, Жаннет и Жильбер совсем не представляли, чем он станет однажды,— говорит Доминик Хайм.— Точно так же и я, когда мне пришлось о нем заботиться, не подозревала, что мне придется пережить ему благодаря. Даже не могу вам сказать, сколько это место дало каждому из нас. La Petite Escalere — необыкновенное и прекрасное приключение, которое продлилось полвека».
При этом сад так и не стал музеем: его создавали только для себя и для близких друзей. Любопытные могли попасть туда от силы два раза в год по большим праздникам. Когда Доминик Хайм спрашивают, почему сад не открыли для публики, она объясняет, что это потребовало бы полной перепланировки. Государство требует от музея соблюдения множества условий — ни сам Хайм, умерший в 2006-м, ни его жена, скончавшаяся летом 2020-го, ни их наследница не желали этим заниматься, парк и без того требовал постоянных забот. Каждую весну Адур разливался и затапливал шедевры, сад приходилось реставрировать и чистить, как летнюю дачу.
После смерти отца Доминик Хайм, вернувшаяся из Америки, где она жила с 1980-х, организовала в 2012-м фонд «Друзья La Petite Escalere», который должен был не только заниматься садом скульптур, но и приглашать художников, организовать мастерские, пленэры, выставки. Планов было много, но в них вмешалась природа. С каждым годом река разливалась все сильнее, угрожая скульптурам, тайну сада постепенно размывала вода. К тому же стоимость вещей стала слишком велика, чтобы оставлять их в лесу без присмотра. Доминик решила выставить скульптуры на продажу: «Я хотела бы, конечно, чтобы эту коллекцию купили целиком». Увы, это вряд ли возможно. Продажа на Christie`s означает гибель парка в том виде, в каком его берег для себя Поль Хайм, но ведь можно начать заново сажать искусство в каком-нибудь другом месте.
Алексей Тарханов.