Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Ремесло и искусство

Чтобы нарисовать картину, нужно уметь рисовать. Чтобы написать книгу — нужно уметь писать. Чтобы вылепить из глины произведение искусства, человек должен уметь лепить. Причем очень сложно отделить ремесло лепки от именно творчества.

Если посмотреть с другой стороны, то можно понять, что ремесло всё же первично в искусстве. Хотя бы потому, что первое может существовать без второго, а второе не может. А если и предположить, что существует «чистое» творчество, то его всё равно невозможно увидеть и потрогать.

И всё же, умения одних мы называем искусством, умения других лишь мастерством. Мастерство является лишь продвинутой технологией, искусство же относится к нашему внутреннему я, к чему-то такому неизведанному и непонятному. Ведь процесс творчества ещё никому и никогда не удавалось описать, засунуть в какую-то систему, рамки.

И дело тут в том, что каждое произведение искусства единственно в своём роде. Любая копия будет лишь копией, и даже сам мастер не может воспроизвести только что сделанный шедевр. Он лишь способен создать новый. Именно неповторяемость, уникальность характеризует искусство и отличает его от обычного мастерства.

Когда же ремесло становится искусством? Мне кажется, что это происходит в тот момент, когда ты становишься частью твоего дела, ассоциируешь себя с ним. В этот момент, в процесс «производства» ты включаешь себя, и каждый раз отдаёшь частичку своей души. А так как каждый человек является уникальным, и мы, трудясь над собой, совершаем неповторимые( и надо сказать необратимые) сочетания своих свойств, то олицетворение себя с создаваемым продуктом, сразу превращает ремесло в творчество.

Как заставить себя ассоциировать со своей работой? Точного ответа вы вряд ли найдёте. Лично мне кажется, что дело тут во времени. Не может человек, занимаясь чем-то много лет или даже всю жизнь, не превратить это в искусство. Внутренняя сущность человека такая. Очень интересно, когда занимаясь чем-то несложным, ты каждый раз открываешь новые грани этого дела. Это очень видно у спортсменов, которые, занимаясь в принципе простыми делами (например, бегом), превращают его в настоящее искусство. Либо бывают очень талантливые люди, которые делают действительно взрыв в своей профессии и т.д.

Но ведь, чтобы достичь и мастерства, нужен талант и время. Это так, и это для многих очевидно. Неочевидно для многих другое — не занимаясь чем-либо, вы не сможете понять, что это такое и сможете ли вы достичь в этом мастерства и сделать это искусством. Тут обязательно нужно пробовать.

Поэтому, если посмотреть правде в глаза, мы выбираем нашу профессию и наш путь абсолютно наобум. Руководствуясь при этом какими-то очень идеальными категориями. И я считаю, что это реально единственно правильный путь. Это определённого рода авантюризм, без которого никакое искусство не возможно.

Если вернуться к началу темы, то ремесло — это умение и расчёт, а искусство — это интуиция. Если смотреть абстрактно, то это разные стороны нашего мышления и сознания. И развивать нужно их обе. Технология не может определить суть, а суть не может быть воспроизведена без технологии. Поэтому ремесло всё же не первично, но и не вторично. Ремесло и искусство это две необходимые грани общего бриллианта.

Ваш Михаил Владимирович Филимонов

1478


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95