18+

Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

"Решили не ходить в школу": истории детей на семейном образовании

С утра восьмиклассница Катя включает Интернет и приступает к учебе

В последнее время детей все чаще переводят на семейное или дистанционное обучение. Если раньше дети учились дома в основном по состоянию здоровья, то теперь все больше тех, кто просто не хочет иметь со школой ничего общего. И из-за конфликтов в классе, и из-за недоверия учителям, и по разным другим причинам.

Легко ли перейти на семейное или дистанционное обучение и с какими трудностями приходится сталкиваться родителям, выбравшим эти формы?

 

фото: Из личного архива
Юлии Ивлевой когда-то пришлось бороться за право своего старшего ребенка на семейное образование.
 

«Он пришел из школы с рассеченной бровью и весь в грязи»

Сын Марии из Волгоградской области учится в 7‑м классе. В этом году ему пришлось перейти на семейное обучение. Все предыдущие шесть лет мальчик тяжело ходил в школу, плакал по утрам, и чем дальше, тем становилось хуже. У ребенка не складывались отношения с учителями и одноклассниками. Все чаще Миша (имя изменено) приходил из школы избитый — одноклассники издевались над ним, а учителя этому не препятствовали.

Сейчас, когда Мария забрала ребенка из школы, у нее есть сомнения, сможет ли она сама объяснить Мише нужную тему, например, по химии или физике. Она даже начала слушать онлайн-лекции по химии. Мария занимается оформлением детских праздников и далека от педагогики, да и школьную программу почти забыла. Но время вспомнить есть — аттестацию сыну нужно будет пройти только в 9‑м классе, от промежуточной они пока отказались. На экзаменах нужно будет решить задания, которые дадут учителя-предметники, сделать доклады или пересказать параграфы учебника. Мария считает, что они справятся.

— Сегодня встали с утра — и за уроки. Позанимались географией, перешли к математике, задачки старшая сестра объяснила. Но вот мои родственники не одобряют мой выбор, говорят, я лишила ребенка социализации. Я так не считаю — он гуляет во дворе, у него есть друзья, будет ходить на секции. Видя его слезы по утрам и все эти драки, я не хочу, чтобы мне однажды позвонили из школы и сказали: заберите труп ребенка!

У другой семьи — другая причина. Когда дочь Ирины Евстратовой из Санкт-Петербурга пошла в 1‑й класс, женщина и не предполагала, что уже в следующем году она перейдет на семейное обучение. Школа давала хорошие знания, дети изучали два языка, большинство потом поступали в вузы. Однако вскоре Ирина стала понимать, что высокий рейтинг и отличные успехи в учебе достигаются за счет дополнительных занятий с репетиторами. 90% учеников в 1‑м классе занимались или с репетиторами, или с родителями.

— У нас в первом классе был ребенок, который не умел читать, но боялся в этом признаться, — рассказывает Ирина. — Учительница орала на него: читай, я сказала! Как-то раз она задала выучить одно из двух стихотворений на выбор, и другой ребенок выучил по ошибке третье, оно было по программе следующим. Так учитель за такое поставил «двойку». Она всегда раздавала прозвища типа «двоечник», «двоечница». По предмету «окружающий мир» частенько задавали на дом упражнения, которые без помощи родителей детям просто не выполнить, к тому же нужен был принтер для печати этих заданий. У нас пару раз заканчивались чернила, в те моменты на дворе стоял уже вечер, и ехать в город за чернилами было уже поздно — мы живем в пригороде. За невыполненное задание дочь получала «двойки», хотя саму тему отлично знала. Пару раз мы опаздывали, учительница говорила менторским тоном: завтра будешь учиться в коридоре, а сейчас стой и жди, когда я тебя позову. Есть детки, которые пропускают подобное поведение учителей мимо ушей. Моя дочь не такая. Вдобавок она даже в туалет школьный сходить не может, потому что там часто не закрываются двери.

Ирина написала заявление в местный департамент образования о том, что переводит дочь на семейное образование. Затем нашла учителя, который приходит несколько раз в неделю. Что-то проходят сами. Изучают все предметы, кроме рисования и физкультуры.

О том, эффективно ли семейное образование, мы спросили у учителей, принимавших экзамены у детей на этой форме обучения.

— Если подходить с умом, грамотно и адекватно, исходя из особенностей ребенка, то толк будет, а если такую форму обучения выбирают с позиции «в школе все дураки» — то и результат соответствующий, — считает учительница математики Елена Владимировна из Перми. — «Мой» семейник с «пятерок» ушел в полный минус! Дома не делал ничего, и это разрешали родители. В 5–6‑м классах еще выкарабкался, хотя и с пересдачей, а 7–8‑й классы — в полном провале. Хотя мама имеет два высших образования и уверяла, что ее ребенок выше всех остальных детей на голову.

— Сталкивался с очень обеспеченной семьей на домашнем обучении. Результаты были очень впечатляющие, — говорит педагог Антон Дягтерев. — Те темы, что не тянули родители, давали репетиторы. Индивидуальный подход в любом случае лучше станочного. Другое дело, что такое обучение не каждая семья может себе позволить. Есть такая категория — это дети-бездельники, которых родители избавили от уроков. Они кое-как сдают аттестацию, хотя по предметам, которые они любят, могут быть глубокие знания, так как на семейном обучении ребенка начинают усиленно готовить именно в той сфере, где он потом будет развиваться профессионально, чего в школе нет.

Заочное обучение начинается уже со школы

Алина из Подмосковья, мама восьмиклассницы Кати, в сентябре перевела дочь на дистанционное обучение.

Когда-то они пришли в лицей как в лучшую школу района. Даже квартиру поменяли, чтобы взяли по прописке. Однако Алина стала замечать, что знания в лицее дают не те, к тому же в программе много внеурочки, которую нужно было посещать.

— Я поняла, что моя дочь в школе просто тратит время. Не все предметы преподают качественно. В итоге она, просидев пять часов в школе, приходила домой, и мы начинали проходить тему урока заново. Поступление в вуз не за горами, и мы начали ходить на дополнительные занятия по разным предметам. Когда я поняла, что у дочери от учебы уже идет кругом голова, пришлось выбросить из графика самую неэффективную часть подготовки, а именно посещение школы.

Изначально Алина решила перевести свою дочь в более сильную школу. Однако «пятерка» в старой школе обернулась «двойкой» на вступительном экзамене в специализированную московскую школу. На очное обучение попасть не удалось. Тогда решили попробовать дистанционное и записались в онлайн-школу.

...С утра восьмиклассница Катя включает Интернет и приступает к учебе. Занятие проходит по типу вебинара: девочка заходит в класс, видит учителя и слышит его объяснения. Обычный урок длится два часа с перерывом. Учитель детей не видит, а только может прочитать от них сообщения. Раз в неделю присылают оценки. Дети в течение года дистанционно также пишут контрольные, а аттестация проходит три раза за год и тоже онлайн.

— В день обычно у нее по три урока длительностью по два часа, — говорит мама. — Количество уроков примерно такое же, как в обычной школе. Но мы взяли еще пять дополнительных нужных курсов: по занимательной физике, например, и другим предметам. Раньше ребенок физику на дух не переносил, потому что в прошлой школе ей не объяснили даже суть предмета. Сейчас Катя занимается с большим удовольствием. У нас есть куратор, который решает все проблемы, которые возникают по ходу обучения. Плюс еще и в том, что родители могут всегда присутствовать на онлайн-уроке.

Новое пространство для тех, кто обучается «через компьютер»

Впервые о семейном образовании заговорили в 1992 году, когда на смену советской системе, при которой здоровые дети должны были обязательно посещать школы, пришли разные формы обучения, которые были прописаны в новом законе «Об образовании...». Однако на тот момент забирать своих детей из школ никто и не думал. Не было и механизма перехода на эту форму обучения.

Что касается дистанционного обучения, то оно не является юридически отдельной формой, а просто подразумевает использование информационных технологий в учебе. Как на семейном, так и на дистанционном обучении ребята не посещают школу. Но разница между ними огромна: если на семейном обучении образовательный процесс полностью лежит на плечах родителей, то на дистанционном ребенок фактически обучается так же, как и в обычной школе: у него есть уроки, контрольные, оценки и учителя.

Специалисты утверждают, что уже сегодня нужно создавать новое пространство для тех детей, кто обучается вне школы.

— Родители в последнее время все чаще стали обращаться к форме семейного обучения в связи с тем, что их не устраивает организация обучения их детей в школе, — говорит директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. — Их не устраивает либо нагрузка, либо отношения, либо родители не могут отдать ребенка в ту школу, которую хотят, и предпочитают, чтобы ребенок учился дома. Тенденция к тому, чтобы часть детей уходила из школы, есть, к этому ведет и цифровизация школьного образования. Растет также число тех, кто выбирает дистанционное обучение. Но нужно подумать: а где такие дети будут социализироваться? Нужно создать для них какое-то пространство, чтобы они общались не с компьютером, а со своими сверстниками.

— Обычно люди, которые забирают детей на семейное обучение, более самостоятельные, — рассуждает психолог Елена Улитова. — Родители таких детей сами реализованы в жизни, и у них доверительные отношения с детьми. Они верят, что их дети будут самостоятельно учиться, без школьного контроля. Я бы посоветовала тем, кто решил обучать ребенка вне школьных стен, передавать ответственность за успеваемость самому ученику. К примеру, семейное обучение не связано с системой оценок, как в школе, а связано с внутренней мотивацией ребенка. Поэтому особенно важно ее развивать. Также можно увлекать его собственным примером.

Сложности перехода на семейное обучение

О том, с какими проблемами сталкиваются родители, забирая ребенка из школы, мы спросили у трижды мамы, а сегодня эксперта по семейному образованию — Юлии Ивлевой из подмосковного Пушкино.

Трое ее детей обучались в форме семейного образования. Сейчас старшие уже получили аттестат. Еще во время учебы старшего сына в начальной школе, после его долгого отсутствия на уроках из-за болезни, мама решила самостоятельно позаниматься с мальчиком математикой, чтобы наверстать упущенное. Глеб быстро и успешно осваивал параграф за параграфом, что заставило Юлию задуматься: почему же таких успехов не было в школе?

Юлия поняла, что, обучаясь дома, ребенок продвигается в изучении предмета гораздо быстрее и эффективнее. И тогда решила: ее дети будут учиться дома. Все это происходило в 2009 году, когда семейное обучение еще не было широко известным и к этой форме образования в обществе относились скептически.

Во время прохождения промежуточных аттестаций нередко приходилось сталкиваться с несправедливостью.

— Когда мой ребенок сдавал геометрию в 7‑м классе, мы с учителем заранее определили форму аттестации, и мне был дан объемный список вопросов к ней. После того как сын вытянул первый билет и успешно ответил, ему предложили тянуть второй, а потом третий. Это было нарушением. Ребенок был подготовлен отлично. Но в итоге он получил «тройку», потому что одна учительница посчитала недостаточным только устный ответ для получения высокой оценки и предложила решить задачи, о сдаче которых мы не договаривались. Я думаю, у учителей есть некая ревность к тому, что дети могут сами учиться, без их помощи.

СПРАВКА "МК"

Семейное образование — это форма получения образования, при которой ученики учатся вне школы. Они могут изучать программу с помощью репетиторов, родителей, самостоятельно — главное, пройти аттестацию в 9‑м классе в форме ОГЭ и в 11‑м в форме ЕГЭ. Проходить промежуточную аттестацию они могут по своему желанию, прикрепившись к любой школе, где такая форма обучения предусмотрена. Родители должны написать заявление о своем решении в местный департамент образования. С этого момента ответственность за обучение ребенка несут они. При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал экзамены.

Дистанционное образование не является самостоятельной формой обучения, дети, находящиеся на ней, являются заочниками в какой-либо общеобразовательной школе. Они изучают ту же программу, что и их сверстники в школе, и также с помощью учителей, только дистанционно, применяя современные технологии при посредстве информационно-телекоммуникационных сетей. Сегодня существуют также онлайн-школы, которые имеют договоры с обычными общеобразовательными учреждениями. Ответственность за обучение в данном случае лежит на школе.

Ольга Ермак

Источник

36


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: