До этого входящий в пятерку лучших в мире Чикагский симфонический оркестр (CSO) был в Москве в 1960 году. О Риккардо Мути говорят не иначе как с уважением: «Маэстро». Для студентов дирижер — бог в своей профессии. Почему?
Его история — ступень за ступенью дорога к звездам, у мастеров он научился отстаивать профессию. Неаполитанец по рождению (это говорит о многом), Р. Мути окончил две консерватории, в одной из них его учителем был Нино Рота. В 1967 году молодой дирижер получил первую премию на конкурсе Гвидо Кантельи — и карьера пошла в гору. Риккардо назначили главным дирижером знаменитого оркестра «Maggio Musicale Fiorentino». Герберт фон Караян пригласил нашего героя на Зальцбургский фестиваль.
В процессе профессионального становления Р. Мути поработал во главе самых значимых в музыкальном мире коллективов — Лондонского филармонического, Филадельфийского симфонического, оркестра «Filarmonica della Scala» театра «Ла Скала». В активе дирижера кроме множества наград есть и самая высокая — премия имени шведской оперной певицы Биргит Нильсон.
Р. Мути строг в работе, готов ради совершенства музыкальной фразы трудиться часами. Одна из крупнейших оперных певиц нашего времени Мария Гулегина говорит о нем: «Идеальный маэстро». Дирижер придерживается этического и бескомпромиссного отношения к музыке. Он — диктатор для тех, кто ленится или предпочитает проторенную колею. В своей книге «Сначала музыка, затем слова» Р. Мути говорит о необходимости нести искусство с максимальной отдачей даже для пяти человек. Он — один из главных популяризаторов музыки, часто выступает в университетах, по телевидению с лекциями, много ездит по провинции. Возглавляя миланский «Ла Скала», он вернул в театр трилогию Верди — «Травиата», «Риголетто», «Трубадур». Эти оперы там не ставили более двадцати лет!..
Легендарный CSO — его равноправный партнер в деле популяризации музыки. Коллектив был основан в Чикаго 121 год назад. Оркестр идеально исполняет и масштабные произведения, и камерные сочинения. С коллективом работали Сергей Рахманинов, Пьер Булез, Рихард Штраус, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Аарон Копленд, Арнольд Шенберг, Леонард Бернстайн, Леопольд Стоковски, Юджин Орманди, Фриц Райнер, Георг Шолти. Около шестидесяти раз записи CSO получали «Грэмми».
Конкурс в оркестр — двести человек на место, музыканты съезжаются со всего мира. При CSO создан Институт обучения, стажировки и профессиональной подготовки. Недавно были запущены: «CSO Resound» (звукозаписывающая студия оркестра, выпускающая компакт-диски и цифровые записи для интернета), еженедельная передача об оркестре на национальном телеканале.
В интернете доступны видеофайлы с выступлениями коллектива и образовательными роликами о классической музыке. Р. Мути стал художественным руководителем и главным дирижером CSO в 2011 году. Как говорят музыканты, между ними возникла любовь с первого взгляда. Запись «Реквиема» Верди, сделанная дирижером с CSO и хором, получила две премии «Грэмми». «Чикагский симфонический оркестр — один из величайших в мире, с богатой историей», — говорит маэстро. Его музыкантам приходится держать высокую планку, в том числе — и на мастер-классах.
Представители оркестровых групп звездного коллектива спустились с «небес», чтобы поделиться с младшими русскими коллегами бесценным опытом. Для нашей молодежи — это урок на всю жизнь. Внимание студентов МГК им. П.И. Чайковского было приковано к вышколенной духовой группе, которой славится CSO.
В одном из классов под сводами консерватории ведущий кларнетист Чикагского симфонического оркестра Стивен Уильямсон внимательно разбирал со студентами произведения Брамса. Музыкант поработал во многих коллективах, среди которых — Нью-Йоркский филармонический оркестр и «Метрополитен-опера». В Чикагский симфонический Стивен попал по приглашению Риккардо Мути.
Хотя преемственность между поколениями помогает развиваться молодым, порой профессионалы, желая сохранить секреты мастерства, не раскрывают их младшим. На мастер-классе все было иначе: опытом, своего рода музыкантской мудростью, Стивен Уильямсон с удовольствием делился со студентами, объясняя: «За годы оркестровой практики наращиваешь качество звука. Невозможно управлять им, не думая о том, как дышишь во время игры. Поэтому не забывайте, пожалуйста, о технике дыхания».
По мнению пришедших на мастер-класс взрослых музыкантов — аспиранта МГК им. П.И. Чайковского Сергея Мунинкина и его преподавателя, народного артиста России, профессора Рафаэля Багдасаряна, — у Стивена Уильямсона есть чему поучиться. Приходя на концерт, публика мечтает наслаждаться чистой, профессиональной и во всех смыслах гармоничной игрой духовых в оркестре. Такое звучание не всегда возможно и зависит от профессионализма коллектива. Отличительная черта кларнетистов CSO — «сфокусированность», собранность, плотность звука, помогающая избегать так называемых «киксов» при исполнении быстрых пассажей, сменяющихся кантиленой в высокой тесситуре. С. Мунинкин мастер-классов повидал много, но поработать рядом со Стивеном Уильямсоном — огромная честь.
В следующей аудитории молодые валторнисты, дирижеры, педагоги собрались вокруг второго концертмейстера духовой группы Джеймса Смелсера, сотрудничающего с CSO с 1986 года. Исполняли сочинения Моцарта. Смелсер уделял много внимания нюансам, даже не прибегая к помощи переводчика! Студентам это и не требовалось — все и так было понятно.
Особенно ждали консерваторцы встречи с первым тромбонистом оркестра Джеем Фридманом. Аудитория была переполнена. Легенда Чикагского симфонического работал со слушателями над звукоизвлечением. В финале мастер-класса молодые люди «коварно» попросили его исполнить сложнейшее тромбоновое соло из «Полета Валькирий» (опера Вагнера «Валькирия»). Фридман не посрамил с легкостью справился с «заданием»!
Оркестр не ограничился мастер-классами. Как звучат произведения в исполнении полного состава CSO, студенты смогли услышать на открытой репетиции коллектива в Большом зале. Риккардо Мути сделал это для консерваторцев. Молодым музыкантам всегда интересно наблюдать за таинственной подготовительной работой большого организма — оркестра. К тому же, по мнению доцента МГК им. П.И. Чайковского, дирижера Станислава Дьяченко, музыкальный коллектив — это и оркестранты, и художественный руководитель.
Риккардо Мути обладает редким просветительским даром. В каждой программе открывает новое, каждый концерт — прорыв в другой мир, другое измерение. Подготовка к концертам была студентам тем более интересна, что выбор репертуара для Москвы оказался необычным. Это «Космическая одиссея» русского композитора Дмитрия Смирнова, живущего в Великобритании, написанная для большого симфонического оркестра. Ее причудливые краски — атмосфера техногенного космического нашествия. Струнные, переливы арф, безумные всплески духовых, рвущиеся литавры олицетворяют схватку космических богов и звезд. Музыка Нино Рота к фильму Лукино Висконти «Леопард» (1963 год) тоже была выбрана Риккардо Мути не случайно. Именно Рота когда-то убедил юного музыканта Мути, что у него есть талант. Для маэстро Н. Рота — «итальянский Чайковский». Фильм награжден «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля. Немалая заслуга — музыка Нино Рота.
Риккардо Мути не может не любить Россию. У маэстро — российский орден Дружбы. Он учился мастерству у Гилельса, друзьями были Рихтер, Ростропович. Мути посчитал, что русским слушателям будет приятно угадывать знакомые черты «Делового ответа советского художника на справедливую критику» в интерпретации Чикагского симфонического оркестра.
Когда планировали выступления в России, решили сыграть Пятую симфонию Шостаковича, которую каждый россиянин знает. Композитор написал произведение после разгрома в «Правде» по указанию Сталина его оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Человека с его переживаниями видел автор в центре замысла произведения. Благодаря мастерству маэстро оркестранты смогли озвучить то реальное, что подсознательно читалось, но не было прописано в партитуре. Студенты убедились: ноты — многокрасочная фреска.
Риккардо Мути испытал на своем веку многое, он умудрен жизненным и творческим опытом. Выбор маэстро пал и на поэму Р. Штрауса «Смерть и просветление». В его трактовке консерваторцы ощутили душу человека, изведавшего много радостного и горького. Мятущаяся Симфония ре-минор Сезара Франка продолжила тему. Студенты наслаждались звучанием точных духовых, благородных струнных CSO.
Маэстро блистал изысканным юмором. Страстный выходец из Неаполя показал консерваторцам, что означает «пропитывать музыку жизнью и настроением композитора», раскрашивая их тонами иного времени, иного пространства. Его властные жесты знамениты на весь мир. Мути часто сравнивают с Тосканини, в том числе за темперамент и строгость. О концертах классической музыки он обычно говорит: «Мы не развлекаем зрителя — мы исполняем Музыку!». А дирижерский пульт, по словам маэстро, — место не власти, но одиночества, отрешенности, отдаления от суеты
Ярким полезным уроком для студентов консерватории было выступление квинтета солистов оркестра. В Рахманиновском зале перед младшим поколением звучали кларнет Джона Йе, скрипки Эрмин Ганье и Альберта Игольникова, альт Ли-Куо Чанга и виолончель Гари Стака. Небольшой концерт стал разминкой перед выступлением всего состава в Большом зале МГК им. П.И. Чайковского в рамках программы «Американские сезоны в России».
Визит CSO состоялся под эгидой Российско-американской двусторонней президентской комиссии и при поддержке посольства США в России, Министерства культуры РФ и Министерства иностранных дел РФ. Посол США в РФ Майкл Макфол заметил, что президент США Б. Обама уделяет много внимания сотрудничеству с Россией. Важно укрепление культурного взаимодействия двух государств.
Для Риккардо Мути и CSO выступление в Москве — послание мира. «Россия и Америка — две сильнейшие державы. Главное, что все это исполняется во имя дружбы», — уверен дирижер. Гражданскую позицию он давно выражает «концертами дружбы» в разных странах, горячих точках. Музыка может прийти человеку на помощь в самые тяжелые моменты жизни, удержать от ошибок. Дирижер считает, что глобализация, культ денег — путь к самоуничтожению человечества. Срочно пора возвращаться к духовности.
— Цивилизация в опасности. Мир полон злобы. Музыка — один из важнейших элементов объединения людей. Сотрудничество в сфере культуры — путь к миру, — говорит Р. Мути.
С годами маэстро не утратил способности преклоняться перед музыкой. Он вспоминает знаменитую фразу Иосифа Бродского: «Любовь больше того, кто любит». Музыка — нечто большее, чем музыканты. Абсолютная истина невозможна, иначе человек был бы Богом. Но каждый музыкант несет маленькую частицу этой истины. Музыка может изменить мир к лучшему, своей чувственностью она способна пробудить великие тайны сердца. Обращаясь к слушателям, художественный руководитель и главный дирижер Чикагского симфонического оркестра говорит:
— Не бойтесь, что не поймете музыку. Ее надо чувствовать. Главное — не нотная грамота, а то, что находится за нотами. А за нотами — Вселенная...
Александра РАКОВА