Мы не очень-то любим ходить на родительские собрания и общаться с учителями и нередко узнаем, что у ребенка проблемы, только из записи в дневнике или по телефону от классного руководителя. Психологи, работающие с детьми и подростками, настоятельно советуют наладить контакт со школой, чтобы не допускать критических ситуаций.
Родительское участие в школьной жизни — это основной фактор, определяющий успехи детей, независимо от возраста. Если родители интересуются школьными новостями, ребенок осознает, что учеба — это важно и нам небезразлично, как у него дела.
С каждым годом ученики становятся все независимее и самостоятельнее. Однако коммуникация в формате «родитель—ребенок» и «родитель—учитель» необходима всегда. Важно не просто беседовать с педагогами и выслушивать их мнение, но и получать от этого максимальную пользу.
Поговорите с ребенком
Постарайтесь выяснить, есть ли у вашего сына или дочери проблемы, которые стоило бы обсудить с учителями. Объясните, что хотите быть в курсе происходящего, чтобы вовремя помочь в любой ситуации — будь то успеваемость или отношения с одноклассниками.
Составьте список вопросов
Основательно подготовьтесь к разговору. Это поможет выяснить все, что нужно, и не отклоняться от темы. Если хотите получить детальные ответы, задавайте правильные вопросы. Начинайте с того, что больше всего волнует, не тяните до последней минуты встречи. В списке могут быть такие вопросы:
- В чем мой ребенок силен, а в чем не очень?
- Он(а) вовремя сдает домашние задания?
- Как мой ребенок справляется с тестами и контрольными? Объясните, что означает эта оценка.
- Он(а) активно участвует в общих дискуссиях и классных мероприятиях?
- С кем он(а) общается на переменах? Дружит с другими детьми? Как справляется с групповыми заданиями?
- Как считаете, нужна моему ребенку помощь по каким-то предметам? Что надо делать?
- Если ребенок требует особого подхода, посещает дополнительные занятия или факультативы, узнайте, как часто они проходят и как у него успехи. Спросите, есть ли в школе индивидуальный учебный план и по какому принципу он составляется.
- Возможно, имеет смысл перейти на домашнее обучение? Что для этого нужно?
Расскажите о своем ребенке
Мы знаем своих детей лучше всех. Постарайтесь рассказать, что любит и не любит ребенок, чем увлекается, в чем его достоинства и недостатки, чем его можно мотивировать, что сработало, а что нет. Дети учатся не только математике или чтению. Формируется их личность. Все, что происходит вне школы, сказывается на учебе и поведении в школе.
Учителям стоит знать об обстановке в семье, друзьях, ежедневных занятиях, режиме сна — обо всем, что может повлиять на представление о ребенке. Поговорите об этом.
Будьте готовы к сотрудничеству
Хелен Келлер писала: «В одиночку нам удается очень немногое. Вместе мы способны свернуть горы». У нас с педагогами общие цели: дать ребенку образование и научить его социальному взаимодействию. Не согласны с мнением учителя — не стесняйтесь возражать. Обсуждайте разногласия.
Мы должны принимать во внимание, что в разных ситуациях и с разными людьми дети ведут себя по-разному. Ищите точки соприкосновения и развивайте партнерство «школа—дом». Это командная работа.
Просите объяснений
Встречи с учителями нужны для того, чтобы мы знали, что происходит у ребенка в школе. Просите растолковать все, что не поняли. Просите привести реальные примеры, даже случаи из мировой практики, чтобы лучше понимать позицию педагогов.
Мало времени?
Родительские собрания проводятся всего лишь несколько раз в год, и на то, чтобы обо всем расспросить, часто не хватает времени. Не расстраивайтесь, просто скажите учителю, что у вас есть дополнительные вопросы и договоритесь встретиться в другой день.
Продумайте план действий
Попросите учителя посоветовать, как помочь ребенку с домашними заданиями, режимом дня, самоорганизацией, проблемами в поведении, и так далее. Список рекомендаций — это и есть план действий.
Отслеживайте прогресс и старайтесь поддерживать связь с учителем (по телефону, через электронную почту или при встречах). Просмотрите этот план вместе. Пусть он будет письменным, чтобы убедиться, что у вас одинаковые ожидания.
Будьте дальновидными
Во многих школах активное взаимодействие учителей с родителями заканчивается после начальных классов. Однако можно настоять на встрече с классным руководителем или сразу со всеми учителями-предметниками. Поговорите со школьным психологом или другим специалистом и узнайте, как это организовать.
Не ждите, пока выдадут табели, чтобы обнаружить проблемы. Лучше поддерживать постоянную связь со школой и обходиться без неприятных сюрпризов. А если все хорошо, порадуйтесь и похвалите ребенка.
Будьте откровенны с ребенком
Говорите обо всем, что обсуждалось в школе. Отмечайте позитивные стороны и без обиняков указывайте на проблемы. Показывайте планы, составленные совместно с учителем.
Для учеников средних и старших классов особенно важны честность и непосредственное участие, поскольку в этом возрасте обостряется желание быть самостоятельным. Пусть ребенок станет активным участником собственного успеха.
Елена Анисимова