Народная артистка России, одна из первых красавиц советского кино Татьяна Пилецкая отмечает 95-летие. Она едва ли не единственная активно действующая актриса — много играет в театре, снимается в кино, ездит по всей стране.
У нее бывает больше десяти спектаклей в месяц, так что заполучить ее на съемки — большая проблема. В мае Татьяне Львовне вручили приз «Признание» «за создание впечатляющей галереи женских образов на киноэкране» на фестивале «Виват кино России» в Петербурге. «Я счастливая актриса, — говорит она. — 78 лет работаю в кино и театре. Впервые снялась в «Золушке» в 1947 году. Многому училась у своих партнеров и режиссеров, поскольку не имела драматического образования. Я же танцевала после окончания хореографического училища. А училась я у мамы Галины Улановой — Марии Федоровны Романовой. Лентяйкой я была. Видимо, балет — не моя профессия, несмотря на то, что я танцевала в Театре музкомедии. В кордебалете, конечно. Кинематограф меня перестроил».
В чудесном восьмиминутном мультфильме «Привет, бабульник!» Натальи Мирзоян Пилецкая говорит за одну из бабушек, которые вместе встречают новогоднюю ночь вместе с восьмилетней Машей. Девочке скучно. Родители отправили ее к бабушке. Но вот собирается дивная компания. Помимо старушек появляется крохотный Дед Мороз. Он тоже — бабушка, правда, девочка об этом не подозревает. Озвучили прекрасных дам с выпадающими челюстями Татьяна Пилецкая, Кира Крейлис-Петрова и Лилиан Малкина. Но назвать Пилецкую старушкой язык не повернется. Она даст фору любому. Энергия сумасшедшая.
Два года назад довелось побывать с Татьяной Львовной в Кавказских Минеральных Водах. Именно там в середине 1950-х она снималась в «Княжне Мери» Исидора Анненского в роли Веры, а в 80-е сыграла княгиню Нессельроде в «Лермонтове» Николая Бурляева. Добиралась Татьяна Львовна из Петербурга в Ессентуки на поезде, провела в пути почти двое суток. Тогда она и рассказала «МК», как пришлось в пути голодать: «Я взяла в дорогу только булочку, а в поезде не работал вагон-ресторан. Такое дальнее расстояние, а он закрыт. Сидела голодная». Жизнь Пилецкой была так трудна, столько в ней было горестей и нищеты, что она может стерпеть все и никогда не жалуется, не выдвигает требований.
В ее честь в Ессентуках заложили звезду, но приехала она туда не ради торжеств, не как угасшая звезда прошлых лет, а ради того, чтобы представить фильм «Северный ветер» Ренаты Литвиновой, где сыграла одну из представительниц всепобеждающего матриархата. До этого картина участвовала в 50-м Роттердамском кинофестивале. Татьяна Пилецкая сыграла Вечную Алису — непобедимую женщину, живущую среди таких же стальных дам, смрада и нежизнеспособных мужчин, которым бы только в самолетики играть. «Когда мне позвонила ассистентка Ренаты, чтобы договориться о встрече, я была очень занята, снималась у Валентины Коровниковой в короткометражном фильме «Па-де-де» в роли бывшей балерины, — вспоминает Татьяна Львовна. — У меня были спектакли, но, конечно же, я пошла на встречу. После того как мы поговорили о роли, которую я могу сыграть, поинтересовалась, будут ли еще претендентки на роль. Рената ответила, что после встречи со мной никого больше не будет».
У Пилецкой богатая родословная, невероятно могучие предки, так что можно понять, откуда столько жизненной энергии в этой хрупкой актрисе. Ее прапрабабушка после гибели мужа на войне с Наполеоном отправилась как кавалер-девица крушить врага, переодевшись мужчиной. В бою потеряла руку, что не помешало ей впоследствии вновь выйти замуж и стать мамой двоих детей. В Музее ГУЛАГа можно увидеть фильм, где Пилецкая вспоминает об отце, которого сослали в лагеря за то, что он был немцем. Сама она была тогда начинающей балериной и чудом спаслась. За это теперь благодарит многих часто совсем незнакомых людей, которые помогли в трудный час.
Ее называли роковой красавицей, а теперь упорно предлагают роли бывших балерин, поскольку Пилецкая окончила хореографическое училище. Мы с Татьяной Львовной попытались сосчитать всех бывших балерин, которых ей довелось сыграть. «Бывшую балерину я сыграла в «Вербном воскресенье» Антона Сиверса. Потом пришла одна актриса и предложила сценарий, где тоже была роль бывшей балерины. Я, конечно, соглашаюсь. Но хотелось бы сыграть представительниц других профессий. Наша короткометражка «Па-де-де» участвовала во многих зарубежных фестивалях, получила множество наград. Уже после нее мне вновь предложили сценарий, в котором была экс-балерина. Поскольку сидеть без работы я не могу — соглашаюсь. Я же попала на «Ленфильм» случайно после окончания хореографического училища. К тому времени уже танцевала в Театре музыкальной комедии. Один актер предложил попробовать силы в кино, взял мою фотографию. Прошло совсем немного времени, и меня пригласили в массовку. Заплатили 4 рубля 50 копеек. Мы с мамой трудно жили, редко ели белый хлеб, поэтому я обрадовалась, когда ассистент режиссера спросил, умею ли ездить на лошади. Я сказала, что умею. Мне предложили эпизод в «Пирогове» Григория Козинцева. А я ни разу не сидела в седле. Десять дней тренировалась на конноспортивной базе. Козинцев однажды меня спросил: «Вы балетная? Разговаривать умеете?» После этого пришли костюмеры, переодели меня в костюм Дарьи Севастопольской, выдали сапоги 43-го размера. Так моя фамилия впервые появилась в титрах».
Пилецкую много раз не утверждали на роли. Веру в «Княжне Мери» она получила только после второго худсовета. Первый ее отверг. Как говорит сама актриса, считали, что у нее злые глаза. Так она не сыграла Дездемону в «Отелло». В 1963 году ей предложили попробовать себя в Театре им. Ленинского комсомола в Ленинграде (теперь это театр «Балтийский дом»), и она отважилась. «За то время, что я работаю, сменилось шесть худруков, — говорит Пилецкая. — Когда ролей не давали, работала в архиве, изучала историю своей семьи. Так появилась моя первая книга «Серебряные нити». С тех пор, как только наступает сложный период, иду в архив и пишу книги. Я и стихи пишу».
Много удивительного было в жизни Татьяны Львовны. Вот только одна из ее историй, связанная с детством: «Мои родители дружили с семьей Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Наша семья жила в Шувалове под Ленинградом. Папа работал там на заводе. Он познакомился с Петровым-Водкиным в поезде. Когда я родилась, Кузьма Сергеевич изъявил желание меня покрестить. Он стал моим крестным отцом. Однажды Кузьма Сергеевич сказал маме, что хочет меня нарисовать. На меня надели платьице, дали куклу, которую папа привез из Ленинграда. Мы снимали избу. В одной избе жил Кузьма Сергеевич, а мы в другой — папа, мама, бабушка, брат и я. Я ходила к нему на террасу. У нас было сеансов пять. Я была маленькая, и долго сидеть на одном месте мне было трудно. Кузьма Сергеевич отпускал меня побегать. Так родился портрет «Девочка с куклой», или «Портрет Татули». Когда Петров-Водкин попал в немилость, его произведения распределили по разным музеям. «Девочка с куклой» попала в Таллин. Во время гастролей нашего театра в Эстонии я связываюсь с музеем, и мой портрет вынесли на сцену. Впервые за долгие годы я смогла дотронуться до него.
Позднее мы с мамой жили в Царском Селе, в Лицее, в комнатах семьи Петрова-Водкина, когда он уезжал. Родители часто туда ездили на праздники — Новый год, именины, дни рождения. Меня брали с собой. Мама обучала меня игре на рояле и говорила: «Таточка, сыграй нам что-нибудь». Я садилась за рояль и играла Майкапара. У меня сердце забилось, когда спустя многие годы я там оказалась. Все там перестроили. Спросила, где черный ход, рассказала, как когда-то выходила через него, залезала на памятник Александру Сергеевичу, набирала букет ромашек и плела венок. Мама мне кричала: «Тата, иди есть кашу». Кажется, никто не поверил моим рассказам».
Светлана Хохрякова