В Вахтанговском театре, который четыре дня назад закрыл свой 102-й сезон, большая потеря. На 83-м году жизни совершенно неожиданно для многих умер Алексей Кузнецов. Три недели назад он попал в больницу с сердечной недостаточностью, неделю провел в реанимации, откуда его перевели в отделение интенсивной терапии. Врачи надеялись, что актер хотя и слаб, но справится, организм перезапустится, но… Алексея Глебовича больше нет.
Выпускник Щукинского театрального училища прогремел на всю страну в картине «Зеленый огонек», где сыграл таксиста — своего однофамильца Сережу Кузнецова. С приключениями одного дня из жизни московского транспорта молодой актер справился легко и обаятельно. Но это был его не первый фильм: в 13 лет он снялся в знаковой картине своего времени «Аттестат зрелости», но «Зеленый огонек» во многом определил его судьбу. Как со знаком плюс, так, увы, и минус.
Алексей Глебович признавался мне, что сам не знает, чего больше от этой роли он получил. С одной стороны — всесоюзная слава, с другой — предложения от всех киностудий играть один и тот же типаж, одного и того же героя в фильмах с разными названиями. А он — требовательный к себе, хорошо образованный, с высокой культурой артист — предпочел не тиражироваться. Нет интересных предложений — будет театр: Вахтанговский и на всю жизнь.
Мягкий, спокойный, рассудительный — он с самого начала проявил принципиальность в выборе пути. Окончил «Щуку» с красным дипломом, в знаменитом выпускном спектакле «Добрый человек из Сезуана», поставленном Юрием Любимовым и ставшем началом Театра на Таганке, играл Водоноса — одну из главных ролей. И хотя Любимов приглашал Алексея в свой зарождающийся театр, он поступил в труппу Театра Вахтангова, в котором служил до конца своих дней…
— Алексей Глебович, почему вы отказались пойти к Любимову, ведь его «Таганка» вскоре стала самым популярным театром? — спросила я его в конце мая. Ответ был совершенно неожиданным:
— У нас был очень дружный курс, мы хотели быть вместе, поэтому после успеха «Доброго человека…» ходили по всем инстанциям, пробивали студию. А потом мы узнали, что Юрий Петрович, очевидно, действуя параллельно в этом направлении, добился, чтобы мы стали театром, но при одном условии: туда брали только одиннадцать человек. Значит, кого-то надо было оставить за бортом. Для меня это было неприемлемо.
…И этим он меня всегда поражал: никакой демонстрации, позы, резких высказываний, но при этом — твердая позиция, порядочность в поступках. Хорошо знал литературу, создавал интересные литературные композиции, из которых получались неожиданные спектакли. Один из таких пять лет идет в Вахтанговском на Новой сцене — «Неосторожная актриса». В главной роли — его ученица Елена Подкаминская.
С 1967 года Кузнецов преподавал в Щукинском училище, а с 1995-го — работал на кафедре сценической речи. Его ученики неоднократно становились победителями конкурса чтецов имени Я.М.Смоленского и Всероссийского студенческого конкурса чтецов имени В.Н.Яхонтова в Санкт-Петербурге. Александр Олешко вспоминает:
— С ним я дважды становился лауреатом конкурса имени Якова Смоленского, стал лауреатом чтецкого конкурса им Д.Журавлева. С ним победил на конкурсе им. Яхонтова в Петербурге. Именно Алексей Глебович научил меня читать Толстого и открыл для меня Салтыкова-Щедрина. Своих любимых учеников он называл Котя. Был рыцарем театра! Хранителем традиций великой Вахтанговской, Щукинской школы! Интеллигент! Красавец! И скромнейший человек! Энциклопедист! В прошлом году мне доверили провести его юбилейный вечер, который опоздал из-за пандемии. Какое счастье, что мы успели сделать это! Как жаль, что не успели осуществить задуманную совместную работу в театре, и я не увижу его гуляющим по улице — мы жили рядом…
Где и когда пройдет прощание с артистом, решает семья. Остались жена, дочь, сын от первого брака. Об этом театр сообщит дополнительно.
Марина Райкина