«Я не могу вспомнить никого из своих коллег, даже из старшего поколения, кто передал бы на экране чувство тех послереволюционных дней: эти открытые планы широких зимних улиц, этот паровоз, который ходит перед домом и дымит трубой, эта ужасная сцена расстрела пассажиров у стен вагона», — говорит Сокуров. Лопушанский показал ему картину, как только сделал. Он говорит, у них на «Ленфильме» так принято — Сокуров тоже первым показывает своим, ждет оценки. И вот теперь, после такого представления «Роли» от мастера, мы посмотрели ее.
Филигранная работа оператора Димитрия Масса — первое, что восхищает и погружает в ту самую атмосферу — 1923 год, сначала это Финляндия, затем Петербург.
Евлахов ехал в поезде, который остановили революционные солдаты, и их командир решал лично, кого в расход, кого еще погодить. Это «в расход» он говорил спокойно, даже буднично. Просто по глазам выбирая. И тут Плотников видит себя. Актера Евлахова, который похож на него как две капли воды. Краскому кажется, что он сошел с ума, что он должен расстрелять самого себя, что он болен. Дальше судьба распоряжается так, что актеру повезло в суматохе избежать команды «в расход», а краскому — погибнуть. Одержимость кровавого командира одолела теперь актера. Оказавшись в тихой благополучной Финляндии, он мало обращает внимания на свой театральный успех. Маниакально собирает все, что поможет ему сыграть роль Плотникова — в жизни, и никак иначе. В соответствии с веяниями того времени.
Работа Максима Суханова над этими двумя типами, даже, по сути, тремя: краском, актер и актер, перевоплотившийся в краскома, еще будет изучаться студентами как учебник по актерскому мастерству. Его большая сильная фигура, идущая через все ветра, обречена. Игра в жизнь может кончиться только с самой жизнью. И только такой актер, как Максим Суханов, мог наполнить эту роль столькими смыслами, ассоциациями, перетекающими одна в другую. То он — еще оставаясь только актером — Гоголь, Иван Грозный, а затем — Станиславский, Шаляпин. Потом — детский почти восторг от того, что задумка удалась — все принимают его за Плотникова, и он наслаждается тем, какие диалоги пишет сама жизнь. И в
После показа мы поговорили сначала с режиссером.
— Константин Сергеевич, вы сказали, что сразу никого в этой роли, кроме Суханова, не видели. А чем для него стала эта роль? И почему его нет сейчас здесь, рядом с вами?
— Максим нездоров немного. Ну, в общем, такая роль — редкость в актерской судьбе. В ней сам для себя актер открывает сущность актерскую — ее философскую сторону, то, на чем строил концепцию Николай Евреинов — играть в жизни, как на сцене. Здесь человек приносит свое творчество на алтарь судьбы. Тарковский говорил: «Фильм должен быть поступком». Поступок — это риск. И тут роль становится судьбой. В этом плане, когда искусство принимается как судьба, призвание, то это настоящее служение искусству, и так открываются тайны профессии. Но фильм еще и о том, что двойник — это не кто то, а вторая Россия, которая в него стреляла. И мы понимаем, что
Максим — человек актерский насквозь, для него это ощущение актерства не надо было искать. Суханов — совершенно уникальный актер. В котором читается кроме главной задачи второй, пятый, а потом еще двадцать пятый смыслы — в этом многообразие и сила его таланта.
— Насколько Суханов соавтор «Роли»?
— Сыграв такую роль, он становится невольным соавтором. Конечно, он профессиональный актер и точно делал то, что было оговорено, но
«Пусть в душной комнате, где клочья серой ваты
И склянки с кислотой, часы хрипят и бьют,-
Гигантские шаги, с которых петли сняты,-
В туманной памяти виденья оживут…»
Он прочел, и это вошло в картину как часть образа. Они неожиданны, эти стихи, но мы понимаем, что он их любил, что они ему важны.
— Да, и это становится очень личным моментом на экране. Что касается другого личного — загубленной его героем наивной души молоденькой учительницы, которой он позволил в себя влюбиться, понимая, что она окажется брошенной при любом исходе. А она еще чуть в кутузку
— Он открыл дверь в чужую душу. Это не его любовь, это любовь того самого Плотникова. У Плотникова как раз так должно быть. Но играл ли он? Помните, он ей говорит: «Душа чужая, но болит!» И это признание не актера, а человека, который так живет. А потом он еще ей говорит, что ему чужие сны снятся. Получается, что и он перед ней открывается — как может. Но ее бы и Плотников погубил. Плотникова бы тоже арестовали — он суженый ей той судьбой, если б Плотников остался жив. Герой Суханова сыграл эту судьбу и эту любовь.
—
— Любимый мною Бродский писал: «Как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево». И вот сейчас маятник качнулся от гламурного разноцветного к магии
После этого разговора я позвонила Максиму Суханову.
— Поздравляю вас с блестящей работой. В общем, это становится уже хорошей традицией: второй год подряд на Московском кинофестивале в конкурсе от России картина с вами в главной роли. Получается — от святителя до искусителя. В «Орде» Андрея Прошкина вы — митрополит Алексий, в «Роли» — актер Евлахов, который решил доиграть жизнь краскома и, будучи в его образе, искушает всех, встреченных им. Боевой друг не выдержал воспоминаний о кровавой бойне, которые принес с собой его «командир»,
— Вы знаете, о себе всегда говорить сложнее, особенно когда речь идет о перфекционизме. Не знаю, можно ли назвать это параллелями, но
— В продолжение этой темы. Вы — суеверный артист, вы считаете, что роли влияют на жизнь?
— Я считаю с точностью до наоборот: человек, который занимается этим, должен повлиять на свою роль. Всегда, когда работаешь со сценарием, который сущностный, скользит не по поверхности, мне кажется, нельзя оставаться
— Лопушанский говорит, что для него образ того времени — тотальная метельность. Вы согласны с ним? И каково вам было на этом ветру, уютно?
— Уютно или неуютно — думаю, это второй вопрос. Я все те события воспринимаю как каждый день меняющиеся очень сильные стрессовые амплитуды. Буквально для всех, кто жил в то время. И эти амплитуды не дают людям ни часа сна, ни часа передыха, это такое архистрессовое космическое состояние.
— Финал мне кажется логичным. Ваш герой замерзает в степи. Это следствие его заглядывания в бездну или плата за успех — ведь он с успехом сыграл свою роль?
— И то, и то интересно. Мы можем об этом говорить как о судьбе, и невозможно было б попасть в такую ситуацию и выйти сухим из воды. И плата за успех — в общем, тот эксперимент, который он ставит над всеми и над собой в том числе, он пограничный.
материал: Елена Ардабацкая