Российские химики создали самоочищающийся материал для костюмов медиков

© Константин Михальчевский/РИА «Новости»

Многофункциональные защитные материалы, способные не только предотвращать попадание токсинов и микробов на кожу, но и полностью уничтожать их, разработали сотрудники кафедры химической энзимологии химического факультета МГУ с коллегами из НИТУ «МИСиС». Для этого учёные объединили ферменты, антибиотики и наночастицы металлов. Работа опубликована в издании International Journal of Molecular Sciences.

«Наш интерес заключался в создании ткани, способной не только задерживать вредные агенты, но и уничтожать их. В первую очередь мы ввели в состав материала ферменты, способные гидролизовать (и тем самым нейтрализовать) целый ряд токсинов. Поскольку наша работа в основном направлена на защиту людей, работающих в области сельского хозяйства, такими токсинами стали фосфорорганические пестициды и продукты жизнедеятельности микроскопических грибов (микотоксины)», — рассказала заведующая лабораторией экобиокатализа химического факультета МГУ, д.б.н., профессор Елена Ефременко.

Также исследователи добавили в материал биоразлагаемые антибиотики, способные защитить человека от воздействия бактерий и при этом не загрязняющие окружающую среду. Антибиотики удалось подобрать так, чтобы ферменты помогали им бороться с бактериями.

Сейчас новый материал проходит патентование. В перспективе его можно будет использовать не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях, в том числе в медицине.

Ранее учёные из Института синтетических полимерных материалов разработали биораспознающий слой для устройства класса «электронный язык», который выявляет разные виды патогенов в биологических жидкостях, например, в крови. В его основе лежит подложка с «пикселями» из электролитических транзисторов. На каждый пиксель учёные нанесли особые молекулы, стрептавидин и ДНК-аптамеры, которые связываются с патогенами и вызывают изменение электрического сигнала от пикселей. Эффективность платформы для биосенсоров авторы подтвердили, проведя с её помощью определение вируса гриппа А.

На основе этого электронного языка планируется разработать портативное устройство для диагностики с набором одноразовых сенсорных подложек.