Как бы тяжело ни жилось россиянам, от празднования Нового года они отказаться не готовы. Данную истину подтверждают итоги соцопросов, опубликованные в эти заснеженные декабрьские дни. Так, треть респондентов намерены потратить на подарки до 10 тысяч рублей. А чтобы торжество удалось, 55% опрошенных начинают копить заранее, и это весьма красноречивый показатель, стыкующийся с другим фактом: как минимум у половины граждан нет никаких денежных накоплений.
Для 46% населения Новый год остается не только наиглавнейшим, но и самым затратным событием в году. Основные статьи праздничных расходов составляют подарки (23%) и продукты (25%). Почти 30% респондентов готовы выделить на подарки 5-10 тысяч рублей из семейного бюджета, 27% - 15-25 тысяч, а четверть - 10-25 тысяч. И лишь каждый восьмой (12,4%) из опрошенных не боятся трат на сумму от 25 тысяч до 50 тысяч рублей.
Согласно другому исследованию, 42% россиян назвали деньги самым желанным подарком на Новый год, 28% предпочли бы смартфон или иной электронный гаджет, 12% - косметику и парфюмерию, 11% - кондитерские изделия и алкоголь, 10% - одежду или украшения. Ну а сами они готовы подарить родственникам и друзьям конфеты и алкоголь (29%), косметику и парфюмерию (24%), детские игрушки (21%), одежду и аксессуары (15%). При этом половина опрошенных признались, что обычно расходуют на новогодние презенты больше, чем запланировали.
«Люди по-прежнему готовы вкладываться в позитивные эмоции — это хороший сигнал, учитывая события текущего года, неустойчивость рынка труда и практически полную неопределенность с финансами, - рассуждает экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода. - В России не принято экономить на подарках близким, тем более на Новый год. И сейчас траты на них могут подрасти процентов на 10-15, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства. Основные приоритеты остались без изменений: в перечне преобладают электроника и гаджеты, парфюмерия и украшения. Это вполне стандартный набор «на все времена».
В свою очередь, аналитик TeleTrade Алексей Федоров напоминает, что в третьем квартале 2022 года реальные располагаемые доходы россиян снизились на 3,4% год к году, а объем розничных продаж в октябре – на 9,7%. Серьезный спад в отечественной экономике и высокий уровень социально-политической неопределенности не могли не отразиться на потребительском поведении, в том числе - при планировании праздничных расходов. Не удивительно, что, согласно одному из опросов, около 41% граждан намерены сократить траты расходы на новогодние подарки по сравнению с 2021 годом.
«Это несколько контрастирует с итогами другого исследования: доля россиян, готовых потратить более 10 тысяч рублей на подарки к Новому году увеличилась с 32% (в 2021-м) до 47%, - отмечает Федоров. - Однако если мы вспомним про высокие темпы инфляции, составившей в октябре 12,6% в годовом измерении, станет понятно, что этот рост имеет исключительно инфляционный характер. То естьлюди выкладывают больше не потому, что у них денег прибавилось, а потому что все подарки подорожали. А сокращение доли желающих получить в качестве новогоднего презента именно деньги (с 53% в 2021 году до 42% в текущем) свидетельствует о резком переходе на сберегательную модель поведения. Несмотря на возросшую потребность населения в конкретных товарах, люди не готовы раскошелиться на них прямо сейчас в силу высокой неопределенности».
Жизнь дорожает на глазах, при этом суммы, которые россияне готовы потратить на новогодние подарки, не столь уж и маленькие. В частности, рассуждает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев, 15 тысяч рублей сопоставимы с размером минимальной заработной платы в стране. Соответственно, может даже и хорошо, что многие люди, несмотря на непростое материальное положение, не хотят отказывать себе в традиционных радостях. При этом весьма показательно, что 42% заинтересованы именно в получении денег на Новый год. Ведь когда у человека с финансами полный порядок, едва ли он захочет такого подарка. Еще один красноречивый факт: чтобы не провалить праздник, 55% опрошенных начинает откладывать деньги заранее. Это вполне стыкуется с другим, подтвержденным статистикой обстоятельством, согласно которому около 50% граждан не имеет вообще никаких сбережений. Значит, чтобы потратить некую сумму на праздник, им ее надо заранее скопить.
Георгий Степанов