Почему сомневаться в своих способностях полезно, как найти время для чтения и приохотить к нему современных детей – об этом и многом другом Александр Шагалов
Федор Пономарев: Александр, мужчина-учитель – сегодня явление довольно редкое, а учитель русского языка и литературы – тем более, какие дороги все-таки привели вас в школу?
Александр Шагалов: Меня в учительство привел самый прямой путь – любовь к слову и творчеству, то есть русскому языку и литературе. Хотя стать учителем я твердо решил только в начале одиннадцатого класса. У меня в комнате висит довоенная фотография прадеда, Михаила Иванович Литвинца, принимающего экзамены в одной из армавирских школ. Он был учителем русского языка и литературы, писал стихи и рассказы, но не вернулся с фронта. Я, наверное, пошел по его стопам, ведь каждый человек – это сумма тех, кто был до нас.
Я закончил филологический факультет Армавирской государственной педагогической академии. После получения диплома перед каждым выпускником встает мучительный вопрос: идти работать по профессии или искать применение своим силам в другой области. Я выбрал первое. И после года работы в колледже пришел в школу имени Г. К. Жукова, где и тружусь по сей день. Конечно, решающую роль в выборе места работы оказала педагогическая практика, которую мы, студенты, проходили в школе. Мне повезло и с учениками, и с учителями. Остались только хорошие впечатления, появилась уверенность, что смогу работать по профессии. Однако, на мой взгляд, даже самый опытный педагог часто подвергает сомнению свои способности и задает себе вопросы: Правильно ли я выбрал профессию? Интересны ли мои занятия? Какой я учитель? Но после интересного и плодотворного урока ты с уверенностью отвечаешь, - да, я правильно выбрал профессию. Сомнение в себе – верный признак движения вперед.
- Часто говорят, что школе не хватает именно мужчин, мужского воспитания. На ваш взгляд, это действительно так? И что нужно сделать, чтобы молодые люди стремились стать не менеджерами, а учителями?
- Если честно, не знаю… Думаю, что это в большей степени вопрос не пола, а призвания. Учитель, неважно мужчина это или женщина, должен быть влюблен в своей предмет, тогда у него появляется желание обучать ему, говорить о нем, восторгаться им. Выбирать профессию нужно, советуясь с сердцем и разумом. Если ты чувствуешь в себе задатки учителя, но идешь на поводу чьих-либо интересов и выбираешь профессию, к которой не лежит душа, то она не принесет удовлетворения. Хорошо, когда каждый из нас находится на своем месте, занимается любимым делом и своим трудом приносит пользу обществу. Нужно не бояться ответственности и не бояться самих себя.
- Вы преподаете русский язык и литературу – сейчас, во времена победившего Интернета и социальных сетей, дети читают столько же, как 20-30 лет назад или все-таки нет?
- Да, мы живем в век информационных технологий и каждый день сталкиваемся с большим потоком информации. Стало физически тяжело находить время для чтения, даже если ты очень любишь это делать. Не зайдя в Интернет, не просмотрев новости в социальных сетях, появляется чувство, что ты пропускаешь что-то очень важное, выпадаешь из современной жизни, не успеваешь за ней. Нужно находить время для чтения, жертвуя для этого либо просмотром передачи, либо часом в компьютерной игре, либо еще чем-то… Нужно делать выбор. Хотя, если правильно спланировать день, можно успеть и поработать, и отдохнуть: поиграть, погулять, почитать… Думаю, что сегодня все же меньше читают, чем лет 20 – 30 назад.
- И все-таки, можно ли увлечь современного ребенка чтением, нужно ли это делать, и если да, то как?
- Ответить на этот вопрос значит решить одну из важнейших проблем современного образования. Начинать нужно с личного примера, с себя. Если ты читаешь, то это видно по твоей речи, по твоим рассуждениям. А методы заинтересовать учеников есть разные. Можно рассказать детям о книгах, которые сформировали тебя, твое мировоззрение, сделали тебя таким, какой ты есть. Можно начать рассказывать сюжет книги и оборвать свое повествование на самом интересном, интригующем месте, сказав, что дальше можете прочитать сами. Можно использовать метод провокации: вот, мол, есть хорошая книга, но вам ее читать рано, ничего не поймете, хотя произведение стоящее, оно перевернуло мою жизнь. Много примеров. В каждом случае это вопрос сугубо индивидуальный. Единственное, что я твердо понял, что просто лекции о пользе чтения ни к какому результату не приводят. Кто, скажите, не признает, что читать полезно? Все скажут: да, читать нужно, но далеко не каждый придет домой и возьмет книгу в руки.
Сильное давление на ребенка не заставит его читать. Ведь то, что очень навязывается, вызывает чувство отторжения. Но, с другой стороны, нельзя на уроке литературы сказать детям, чтобы они читали лишь то, что хотели, ведь есть программный материал, который нужно усвоить. Вот с такими трудностями ежедневно сталкивается учитель русского языка и литературы на своих уроках.
Жизнь все быстрее
- Некоторые родители, отдав ребенка в школу, считают, что со своей миссией справились – дальше уже научат и воспитают. А кто, по вашему мнению, больше воспитывает ребенка: семья, школа или, может быть, дело и вовсе в генах?
- Воспитание начинается с семьи, когда ребенок еще не ходит в школу. Семья первостепенна. Лишь затем подключаются образовательные организации. Я думаю, для успешного воспитания личности нужны совместные усилия и родителей и школы. Сложно будет добиться хорошего результата, если обе стороны не могут найти между собой общего языка, а это в некоторых случаях сделать очень тяжело. Если, например, в школе учитель говорит о пользе чтения, а ребенок, возвращаясь домой, слышит от родителей, что и без этого можно прожить и это не главное в жизни, то каким будет результат? Да, можно прожить жизнь без чтения и писать, не зная грамоты, но каким будет такой человек и каких детей воспитает?
- На папирусе пятитысячелетней давности нашли надпись: «К несчастью, мир сейчас не таков, каким был раньше. Дети перестали слушаться своих родителей… Конец света уже близок». Сократ говорил: «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами…». Вообще люди старшего возраста часто ругают молодежь, мол, в наше время все было по-другому – а какие они, современные дети, на самом деле?
- Так думают не только люди старшего возраста. Признаюсь, до работы в школе я тоже считал, что следующее поколение глупее, меньше читает и т. д. Когда мы были студентами, то с однокурсниками говорили, что дети сейчас не те, им далеко до нас. Но, как видно, так говорили во все времена.
Современные дети сегодня, на мой взгляд, испытывают недостаток внимания со стороны родителей - возможно, из-за быстрого ритма жизни… Им не хватает общения. Они раньше взрослеют. Они очень быстро схватывают знания, легко переключаются на разные виды деятельности во время урока, но их память часто оказывается кратковременной. Возможно, это связано с большим потоком информации, который окружает всех нас, и нужно уметь отбросить ненужное и оставить для себя полезное, а с этим и взрослый не всегда справится. А так это обычные дети, которым присуще все детское. Ругать современную молодежь незачем и не за что. Они просто другие. Ведь меняется время, условия и темп жизни, язык и литература, и это нельзя остановить. Это нормально. Это жизнь
Федор Пономарев