А мама искала работу. 17 июня 1941 года, за пять дней до войны, она начала работать машинисткой в «Литературной газете». Проработала меньше двух недель: начались сокращения. Правда, до середины октября «Литературка» еще выходила, но реже, да и объем уменьшился.
Кто-то посоветовал обратиться в журнал «Знамя». Раньше он назы-
вался «ЛОКАФ» – литературное объединение Красной Армии и Флота. Тематика военная, возможно, этот журнал и не закроется.
В Большом Черкасском переулке, в проходной комнате, вся редакция – три человека. Анатолий Кузьмич Тарасенков, заместитель главного редактора, развел руками:
- Сейчас никого брать не будем. Зайдите в начале сентября.
Пришла.
- Уезжаем в эвакуацию. В Казань. 16 сентября подписываю последний номер. Уезжает и журнал «Иностранная литература», и издательство «Советский писатель», да и вообще весь аппарат Союза писателей. Что будет дальше, неизвестно.
Из эвакуации вернулись скоро. Но возобновить выпуск журнала оказалось не так-то просто: война в полном разгаре. Мама решила не отступать: под лежачий камень вода не течет. В общем каждую неделю напоминала о себе. В редакции изменения, назначен новый главный редактор, Всеволод Вишневский. Он часто уезжал на фронт. Тогда бразды правления брал Тарасенков. Наконец:
- Выходите на работу!
Мама вышла на работу 20 января 1942 года. Оформили на три месяца. Оказалось, на тридцать шесть лет.
Первый военный номер «Знамени», сдвоенный, на серой бумаге, маленького формата и не очень толстый, увидел свет в июне 1942 года. Ровно через год после начала войны. И первой рукописью, которую печатала мама, была повесть Юрия Либединского
«Гвардейцы».
Он вернулся с фронта совершенно седой, страдающий головокружениями и головными болями после контузии. А глаза живые, веселые. Сначала, кажется, жил в Камергерском переулке, потом переехал в Воротниковский: женился на Лиде Толстой. Как-то Лидия Борисовна вспоминала, что 9 мая 1945 года не смогла усидеть дома. Квартира ее была возле Киевского вокзала, в Кутузовской слободе. Схватила маленькую дочку:
- Машка, поехали в центр!
Зашли к родственникам драматурга Александра Крона. Но долго усидеть не могли:
- Теперь к Нине Леопольдовне.
Думаю, Лиде просто хотелось в такой радостный день подойти и к своему бывшему дому, на углу Воротниковского и Дегтярного. Бабушки оставили обедать. Были картофельные котлеты. Говорит, очень вкусные.
Дружба с Либединскими – на всю жизнь. Успехи и неудачи этой семьи мама переживала как свои собственные. Знала всех детей, помнила имена всех внуков. В 2003 году у Лидии Борисовны было тринадцать внуков и столько же правнуков.
Начало «Гвардейцев» уже опубликовано, работа шла над второй частью. Юрий Николаевич то уезжал на фронт, то болел. Сидеть ему было трудно, и Лида записывала все под диктовку. Утром забрасывала маме отдиктованные страницы: домой ближе, чем в «Знамя». Потом Либединский правил, часто лежа, карандашом. Лида переносила правку чернилами, и опять – к маме.
До выхода «Гвардейцев» отдельной книгой было далеко. Поэтому пока в знак признательности Юрий Николаевич подарил маме свою книжку «Баташ и Батай», изданную еще до их знакомства. Первая книга с автографом, открывшая нашу домашнюю библиотеку:
Милой Нине Леопольдовне с благодарностью за тяжкий труд. От автора. 1 ноября 1942 года.
Удивительно, как эти слова отразили суть маминой работы!
«За тяжкий труд»!