Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

С чего начинаются отношения в киберпространстве?

На этот вопрос можно ответить если проанализировать механизм знакомства и самопрезентации в сети, понять за счет чего формируется первое положительное впечатление о человеке в Интернет.

Нравится нам это или нет, но киберпространство стало новым рубежом в социальных отношениях. Пыл, с которым люди погружаются в сеть, заводят там знакомства, друзей и даже находят любимых, будет вызывать негативную реакцию со стороны скептиков. Противники Интернет будут доказывать, что эти отношения не реальны, они не такие как в настоящем мире. Общение в киберпространстве просто культурное увлечение и не может сравниться с реальной жизнью, а те люди, которые предпочитают общаться с помощью проводов и микросхем просто больные, зависимые или боятся близких, реальных отношений.

Правда ли что «реальные» отношения превосходят отношения в киберпространстве? Давайте разберемся, но сначала договоримся об условии. Что именно мы будем называть отношениями? Это, прежде всего связь двух или нескольких людей, окрашенная эмоционально. При этом не важно, общаемся ли мы лицом к лицу или поддерживаем эту связь посредствам Интернет. С чего начинаются отношения в сети? Так же как и в жизни, со встречи. Мы сами выбираем себе площадку для встреч, будь это блог, сайт знакомств, тематический форум, главное, что, заходя на эти ресурсы, мы автоматически очерчиваем круг своих интересов. Мы начинаем принадлежать целому сообществу людей, которым так же интересны машины, секс, деньги, дети, животные и т.п., обмениваясь мнениями по разным темам, мы определяем людей близких нам по взглядам на жизнь и далеких, узнаем их кибернетические имена и ту информацию, которую они готовы предоставить о себе.

Конечно, знакомство в Интернете отличается от знакомства лицом к лицу. Сеть делает его более безопасным, знакомящиеся чаще всего не смущаются и не волнуются как при первой встречи. Он могут обдумать свои ответы и контролировать эмоции. Интернет дает возможность обойти стороной формальности (возраст, имя, семейное положение, увлечения, внешность), обо всем этом, если есть желание можно узнать заранее. Особенностью знакомства в Интернете так же является, как бы его отсутствие. Например, в тех случаях, когда вы просто обмениваетесь сообщениями с разными людьми на общую тему. Вы просто пишите свое мнение и получаете в ответ какую-то реакцию, это примерно как пообщаться с попутчиком в автобусе, вы с ним больше не увидитесь. Эту форму отношений, поверхностных и/или временных нельзя отнести к полноценному общению. Это поверхностные знакомства. Конечно, они могут перерасти во что-то большее, если общающиеся захотят ближе узнать друг друга.

На основе чего мы хотим лучше узнать собеседника, и заводим длительные отношения в сети? Происходит процесс фильтрации потенциальных контактов, на основе сознательных и бессознательных мотивов. К сознательным мотивам можно отнести: внешний вид собеседника (фото, аватар), его «полезность», он может в чем-то помочь, увлеченность его идеями и мыслями, общие интересы, стремление найти что-то общее (статус, проблемы, работа и т.п.), количество его постов на ваши сообщения. Бессознательные мотивы так же влияют на стремление к знакомству, когда собеседник удовлетворят скрытые потребности, например, повышает самооценку в результате советов, или партнер напоминает кого-то из его близких, любимых, перенос своих чувств на собеседника и т.д. В любом случае, какие бы мотивы небыли для длительных отношений, необходимо желание двоих.

Что же происходит дальше, когда два человека почувствовали, что они интересны друг другу, чаще всего их общение становится более приватным. И они обмениваются информацией, которая закрыта для широкой аудитории. Это огромный шаг вперед, основанный на доверии партнеру. В психологии есть такое понятие, как присоединение. Когда два человека понимают, что они нравятся друг другу и самое главное, им есть, о чем поговорить. У них есть общие взгляды, похожие жизненные истории. Люди начинают принимать друг друга, выражать сочувствие и поддержку в общении.

Есть люди, которые легко заводят знакомства и сети, но оно остается поверхностным, каждый решает для себя сам, какие отношения ему ближе. Важно помнить, что сеть, это модель, которую можно использовать, что бы взглянуть на себя, как бы со стороны. В психологии хорошо известен закон первого впечатления, который влияет на желание продолжить общение с человеком. Говорят, что первое впечатление формируется в первые 30 секунд знакомства. Положительное впечатление останется, если собеседник улыбчив, поддерживает контакт глаз, держит спину прямо и находится на комфортном обои людям расстоянии. В Интернете такой возможности нет, так как собеседника мы «видим» читая его сообщения. И все таки первое впечатление все равно формируется. Какие же моменты влияют на положительное восприятие человека в сети?

Следует сказать, что человек заходя в Интернет, решает для себя вопрос собственной открытости. Есть люди, которые практически полностью переносят в киберпространство свою личность, и те, кто старается выстроить новый персонаж или несколько, пробуя различные киберроли. Чаще всего встречаются смешанные варианты представления человека в сети. Но первое, что пользователь делает, регистрируясь на каких либо ресурсах, это определяется со своим ником и все чаще аватаром (фото). И то и другое могут многое сказать, о своем хозяине. Сейчас проводятся целые исследования, посвященные изучению выбора «своего лица и имени» в киберпространстве. Все аватары условно можно разделить на «живые» и «неживые». Под первыми понимаются реальные фотографии людей, под вторыми вымышленные персонажи или подобного рода изображения (природа, абстракция и т.п.) Так же можно выделить эмоциональную окраску аватаров, агрессивная, позитивная и нейтральная. Так вот человеку удастся произвести благоприятное первое впечатление, если аватаром будет служить его позитивная фотография и неблагоприятное, если будет использована агрессивная картинка. Логично предположить что аватар, это намного больше, чем, просто внешность, он передает образ, который человек хочет сформировать у людей готовых к общению с ним. Если за внешностью может много чего скрываться, то образ как бы кричит, посмотрите я маленькая девочка или я мать, или я клоун, или я философ и т.п. Это то, кем человек хотел бы себя видеть или за чем он хотел бы спрятаться.

Ник (имя), то же запитано смыслом. Сеть устроена так, что часто не получается использовать свое обычное имя, приходится пристраивать к нему различные дополнения в виде года рождения или букв из разных языков или иных символов. Это сделано для того, что бы ни перепутать сообщения от людей с одинаковыми именами. Поэтому в сети на одном ресурсе, вы не встретите двух совершенно одинаковых Кать, Лен, Сереж и т.д. А значит это имя уникально, как и информация, заложенная в нем. Чем проще в прочтении имя, чем оно легче произносится и если оно позитивно, тем вернее сложится благоприятное впечатление о собеседнике. С другой стороны, необычный ник и аватар, безусловно, могут притянуть внимание людей своей интригой.

Так же благоприятное первое впечатления оставляет непосредственно стиль письма. Тут можно выделить следующие особенности. Первое и широко известное — это вежливость. Конечно, этому учат нас с детства, но есть люди, которые считают, что Интернет, это место где можно наплевать на все культурные законы, это зона свободы от условностей и предрассудков. Хочется заметить, что даже в этой зоне существует общество, которое выстраивает свои правила коммуникации, а значит можно встретить непринятие хамства, мата, грубости и т.д.

Вторая особенность, которая будет способствовать формированию положительного первого впечатления при общении в Интернете — это сложившееся мировоззрение и наличие убеждений. Сеть устроена таким образом, что человек представлен там чаще всего текстом, с помощью которого он излагает свои мысли. Если человеку есть что сказать, его мнение независимо, и он умеет донести свои мысли. Это большой плюс. Целостные личности привлекают и в общении лицом к лицу, но в Интернете количество людей, притягивающихся к ним, возрастает, ведь в сети на восприятие мыслей влияет только способность их излагать, а такие вещи как статус, возраст, внешность оказывают минимальное влияние.

Третья особенность — это длина сообщений. Не зря говорят, что краткость сестра таланта. Когда пользователь попадает на страницу болга, форума и т.п., то сталкивается с большим количеством текстовой информации, это зашумляет восприятие текста, глаза хотят перескочить, охватить все стразу. Это похоже на ситуацию, когда вы вдруг оказались бы в компании, где люди говорят все сразу. Поэтому длинные посты, читать в сети тяжело. Если текст написан коротко и по сути, то он сформирует положительное впечатление о написавшем его. Наличие в тексте позитива, действует так же как улыбка при первом знакомстве. Умение шутить по доброму или хвалить собеседника, создает благоприятное впечатление. Всем известно выражение, ласковое слово и кошке приятно. В сети принято откровенно говорить о своих чувствах, не учитывая реакцию собеседника, по принципу «его лица не видно», но те люди, которые умеют выражать сочувствие и поддержку оздоравливают психологический климат любого Интернет сообщества.

Хочется подчеркнуть, что любые законы первого впечатления не помогут установить глубоких отношений, если на другом конце провода, будет «мертвый» человек. Поэтому надо признать что «реальные» отношения не столько превосходят отношения в киберпространстве, сколько отличаются от них. И уж конечно одно никогда не вытеснит другое.

Штырбу Екатерина Евгеньевна, психоаналитик

Источник: http://psyfactor.org

824


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95