Сюжет о том, как здоровый белый мужчина весь фильм гоняется за беззащитной женщиной с ребёнком с целью жестокой расправы, кажется худшей идей, способной возникнуть у продюсеров в 2020-м году.
Во время, когда Голливуд стал чрезвычайно чувствителен ко всем лентам, косвенно или напрямую демонстрирующим насилие на экране (особенно по направлению к меньшинствам или женщинам), любое жанровое кино со взрослым рейтингом рискует обидеть того или иного зрителя, путающего понятия нетерпимости с художественным вымыслом. Для тех, кому «Джокер» в прошлом году показался пропагандой насилия, «Неистовый» Деррика Борте станет его чистым воплощением.
У Рэйчел (Карен Писториус) день не заладился с самого начала. Она снова проспала, хотя на работе её уже не раз предупреждали, что могут уволить за очередное опоздание, кроме того, её сыну Кайлу снова придётся выслушивать нотации от директора школы. Однако пока ещё не всё потеряно, мать-одиночка вместе с сыном запрыгивает в свой универсал и мчится по дороге, которая, о нет, забита машинами. Недолго думая, Рэйчел поворачивает на шоссе, которое из короткого объезда быстро превращается в очередную пробку. Раздосадованная неминуемым опозданием она что есть мочи дубасит по рулю, сигналя застывшей на светофоре впереди машине. В ней оказывается мужчина, которому нечего терять (Рассел Кроу). Он догоняет героев и просит опустить окно, приговаривая, мол, зачем же вы так враждебно сигналили, если можно по-дружески дать знать впереди стоящему водителю, что пора ехать. Незнакомец просит всего-навсего извиниться, на что получает резкий отказ. Для него это становится последней каплей, после чего мужчина окончательно слетает с катушек и жаждет исключительно крови.
Такой синопсис прекрасно бы вписался в рамках очередной серии «Сумеречной зоны», однако это завязка к полноценному полуторачасовому фильму. Бешеная ритмика задаётся буквально в самой первой сцене, когда наш тайный незнакомец, так скажем, предстаёт во всей красе, молча врываясь в чужой дом с молотком и разбивая черепа в лучших традициях Николаса Виндинга Рёфна. «Неистовый» вообще упивается ультранасилием, таким чисто бёрджесским: машины красочно сбивают людей, кружкой смачно выбивают зубы, что отдаёт аж в твои. И всё в формате электризованного триллера, который за свой небольшой хронометраж попросту не успевает наскучить – зритель постоянно чувствует напряжение и переживает за героев, потому что они в такой ситуации оказались совершенно беззащитны. В этом плане по духу и уровню саспенса картина Деррика Борте ближе к «Дуэли» Стивена Спилберга, нежели чем к сюжетному родственнику — «С меня хватит!» Джоэля Шумахера.
Уровень постановки действительно выделяет «Неистового» из ряда похожих «бэшек»: кино хорошо смонтировано, операторская работа не вызывает нареканий, а с практическими эффектами и вовсе потрудились на славу. Сколько в итоге машин взорвали/перевернули/покорёжили во время съёмок? Не зря продюсеры настаивали на кинотеатральном релизе своего фильма, напрочь отказываясь от предложений выпустить его на цифровых платформах. Тут действительно есть на что взглянуть на большом экране – погони показаны недурно, да и музыка Дэвида Бакли порой долбит так, что при комнатном просмотре уж точно бы растеряла часть своего эффекта.
Многие после (и во время тоже) зададутся вполне логичным вопросом – как на такую роль согласился лауреат «Оскара» и «Золотого глобуса», в целом крайне академичный актёр, Рассел Кроу? Однако фанаты помнят его появления в небольших жанровых проектах вроде «Железного кулака» или прошлогодней «Подлинной истории банды Келли», где Кроу также предстал в амплуа поддонка. Но роль в «Неистовом», пожалуй, его самая лютая. Можно уже сейчас с уверенностью сказать, что на Западе многие оскорбятся и возмутятся фильмом за его жестокость (как было с недурной «Охотой» Зобеля), тем не менее будет глупостью отрицать тот факт, что из Кроу получился чертовски жуткий антагонист. Мало того что после набора веса для мини-сериала «Самый громкий голос» актёр выглядит как ходячий замок, так ещё благодаря своему хмурому выражению лица и пугающе холоднокровным, в духе Майерса из «Хэллуина», расправам над людьми Кроу заполоняет собой буквально всё пространство кадра – на физическом и эмоциональном плане.
Во время начальных титров проскальзывает главная мысль сего фильма (получается да, это не просто бездумное второсортное кино, призванное пощекотать нервишки): уровень стресса достиг исторического максимума. Именно он, стресс, становится катализатором всех необдуманных, эгоистичных и вследствие жестоких действий фильма. Со стороны может показаться, что авторы ленты причиной всему считают вечные пробки. «Слишком много людей, слишком много машин», - проговаривает один из персонажей по ходу повествования. Но всё же, хоть и слегка неуклюже, куце, условно, «Неистовый» винит во всём сложившийся в 21 веке образ жизни и процесс накапливания совокупного стресса, который, естественно, возрастает с каждым годом, а в год глобальной пандемии и вовсе достиг критических значений. Хотя, конечно же, не стоит забывать, что перед нами всего лишь жанровый художественный вымысел, а не попытка оправдать насилие, которое неприемлемо априори в любом проявлении.
Вадим Богданов