Всё недооценённое мстит – всё переоценённое подводит.
Борис Андреев
Что самое сложное в работе учителя? На мой взгляд, это оценивание учащихся. Как можно оценивать по одним критериям всех? И кто придумал эти критерии?
Почему иногда учитель ставит отметку «3» ученику, который не может запомнить весь необходимый объём информации, но при этом прикладывать большие усилия, чтобы разобраться в поставленной проблеме и решить её, борется за каждую отметку. При этом если ученик через какое-то время не сможет увидеть положительные результаты своей работы (а в детском возрасте основная цель обучения это получение хороших отметок), то у него могут опуститься руки. А если поставить отметку «4», то другой ученик может обидеться, ведь он знает лучше, сделал больше.
Где золотая середина? Страшно даже подумать, к чему может привести неправильно поставленная отметка.
Итак, учитель решает сложную задачу: с одной стороны нужно мотивировать учеников на достижение больших результатов, на развитие, с другой – быть честным, справедливым и беспристрастным ко всем ученикам.
Решить эту проблему можно, на мой взгляд, если придерживаться следующих принципов:
1. Перед выполнением задания обсуждать критерии оценивания с обучающимися. А ещё лучше позволять им самим составлять эти критерии.
2. Позволять ученику самому оценивать свою работу.
3. Объяснять каждую отметку. Тогда ученик будет знать и понимать, где ему нужно «исправиться».
4. Оценивать работы не только по пятибалльной шкале, но и словесно. Хвалить, поддерживать, критиковать, ругать, когда требуется, тщательно подбирая каждое слово.
5. Помнить, что отметка – это не мера наказания, а мера поощрения и мотивации.
Я уверена, что если учитель придерживается этих принципов, то у него реже возникают спорные ситуации и непонимание со стороны учеников. А самого учителя реже мучают угрызения совести за поставленную отметку. Всё честно и прозрачно.
Но есть ещё и другая сторона.
Учитель, ставя отметку, оценивает не только ученика, но и себя тоже.
Через отметки учитель получает обратную связь от обучающихся о том, на сколько был эффективен урок, как усвоена тема. И, конечно же, не стоит забывать о рефлексии – этапе урока, где обучающиеся могут дать оценку и учителю (уроку) тоже. Учитель должен анализировать эту информацию, делать выводы, вносить коррекции в работу.
Вкупе все эти моменты способствуют созданию настроя на плодотворную работу.
Диана Иванова,
солист, учитель биологии,
Красноярский край