Знания, не рождённые опытом, матерью всякой
достоверности, бесплодны и полны ошибок.
Леонардо да Винчи
Может ли быть молодой учитель хорошим? Плохо ли, когда детей обучают неопытные учителя? Могут ли они дать необходимые знания, развить в ученике компетенции, достичь поставленных целей? А справлюсь ли с этим я?
Эти и многие другие вопросы волновали меня, когда я принимала решение устроиться на работу в школу. На первых уроках мои ноги тряслись, голос дрожал, казалось, что дети умнее меня и мне им нечего дать. Я допускала ошибки буквально на каждом уроке (предметные, методические). Но я старалась (и продолжаю) анализировать каждый свой урок, каждое неправильное слово. Думать, как поступить в следующий раз.
Я начала скупать литературу по педагогике, психологии и различные методические пособия. Моим любимым каналом стал Viasat Nature, так как хотелось знать о животном и растительном мире гораздо больше, чем того требует школьная программа по биологии.
А потом я стала замечать детские улыбки, свет в глазах, а иногда даже и благодарность, и стала понимать, что я на верном пути. Постепенно во мне стала появляться уверенность в собственных силах.
Ещё одной проблемой для меня как для молодого педагога стала проектная и исследовательская деятельность, которой помимо уроков теперь обязан заниматься учитель. Что делать в рамках внеурочной деятельность, я не знала.
С написанием проектов я разобралась благодаря проектам «Территория 2020» и ТИМ «Бирюса». И пусть не выиграла грант на реализацию большого проекта, я получила бесценный опыт, который использую при работе с детьми.
С исследовательской деятельностью сложнее. Во время учёбы в университете я прошла курс «Основы научного исследования», но ни разу не применяла полученные знания на практике. В первый же год работы меня попросили курировать исследовательскую работу. Совместно с ученицей мы провели эксперимент, написали теоретическую часть, как смогли... И это был провал. Работа получилась очень слабой.
На следующий год, проанализировав ошибки и изучив ряд источников, уже с другим учеником мы написали работу, которая заняла первое место на муниципальном этапе научно-практической конференции. С этой работой мы поехали на конференцию в Сибирский федеральный университет (Красноярск), и тут я поняла, что мне как учителю ещё расти и расти.
В этом году я прошла курс повышения квалификации «Организация исследовательской деятельности школьников в рамках дополнительного образования», где узнала много нового, но смогу ли применить полученный опыт на практике, покажет время.
Конечно, за два года работы в школе я не стала профессионалом. Всё ещё допускаю ошибки, у меня много слабых мест. Но теперь я чётко понимаю, что именно так и приобретается бесценный опыт. Главное – я знаю, в каком направлении двигаться.
С каждым уроком я расту как профессионал. А если вижу, что ребёнок знает о каком-то процессе или животном больше меня, то уже не пугаюсь, а радуюсь: вот ученик, превзошедший своего учителя!
Диана Иванова,
солист, учитель биологии,
Красноярский край