«Не умничай!» - часто говорила героиня Елены Папановой в сериале Германики «Школа» своим ученикам. Хотя в картине эта фраза была одним из символом извечного конфликта поколений, иногда её хочется употребить и в других обстоятельствах. Вот, например, альбом группы Кирилла Иванова «Самое большое простое число» со сложносочинённым названием «Мы не спали, мы снились». В этой пластинке коллектив, всегда блиставший интеллектом, попытался встать на путь безудержной танцевальщины. И не смог - умище-таки попёр со страшной силой. Молодые, красивые, талантливые, где-то даже беззаботные, взявшие на подпевки саму Евгению Борзых - что им мешало дать Жене больше вокальных партий и записать альбом беспощадной танцевальной попсы без вот этого вот всего? Ответ, видимо, совпадает с важной фразой из сериала «Лондонград»: «Такова моя природа».
В итоге всю пластинку можно рассматривать как хронику изнурительной борьбы ног против головы. Ноги порой убедительно выигрывают некоторые локальные сражения, но всякий раз отступают на заранее приготовленные позиции. Однако наблюдение за этой борьбой постепенно, но неуклонно высасывает из слушателя все соки: к концу альбома я чувствовал себя более изнурённым, чем если бы весь этот час протанцевал, ни о чём не думая. Но саундтрека для подобных физических нагрузок «Самое большое простое число» публике не предоставило.
Вообще на альбоме есть несколько отличных, потенциально хитовых припевов, но куплеты их настроению в основном противоречат. Попади эта работа в руки какого-нибудь беспринципного продюсера, у которого на уме одни денежные знаки, - он бы всё так перекомпоновал, что музыканты «СБПЧ» стали бы всероссийской поп-сенсацией. Но тогда это, наверно, было бы уже не настоящее «Самое большое простое число». Они бы не смешивали рэп, детский хор и текст про злого енота в песне «Молодость простит» и не проявляли себя зрелыми мастерами монотонной танцевальности в треке «Сам». В принципе, эти первые два номера пластинки призваны отогнать от альбома посторонних и оставить только преданных фанатов. Однако зазевавшиеся посторонние могут не успеть отогнаться - и тогда они услышат третью песню «Комната», построенную в форме диалога между мужчиной и женщиной: Иванов и Борзых выглядят достойными соперниками в этой полемике, а с помощью запоминающегося рефрена увеличивается и степень вовлечённости слушателя.
В дальнейшем эта вовлечённость станет снижаться до минимальных показателей, когда Кирилл будет начитывать очередные взвинченные речитативы, и опять усиливаться в припевах «У нас есть всё», «Телефона» и «Солёного». В «Провале» Жене Борзых дали спеть побольше - и сразу получился хит. «Провал» идёт в трек-листе восьмым - но после этого однообразие творческого метода «СБПЧ» утомляет окончательно. Возможно, у группы к девятой песне (из двенадцати) просто исчерпался запас забойных припевов - но, как бы то ни было, дослушать альбом до самого конца было очень непросто.
Алексей Мажаев, InterMedia