Самокаты, гироскутеры, велосипеды с каждым годом все настойчивее проникают в повседневную жизнь больших городов. Москвичи тоже отказываются от автомобилей в пользу компактных транспортных средств, или средств индивидуальной мобильности, как их принято называть. Явление уже существует, теперь задача специалистов — подготовить для него нормативную базу и сделать так, чтобы СИМ ездили по Правилам дорожного движения, а не как придется. Этот вопрос обсудили в понедельник, 14 ноября, на заседании Совета по правам человека.
Эксперты предложили как можно скорее (до весны) решить вопрос правового статуса средств индивидуальной мобильности — самокатов, моноколес и т.д. По мнению специалистов, средства индивидуальной мобильности должны передвигаться только по выделенным полосам. На тротуаре они могут быть опасны даже при скорости 25 км/ч.
«За девять месяцев зафиксировано 838 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, 19 человек погибли. Это в 2 раза больше, чем в прошлом году. Все вопросы нужно закрыть до 1 марта, когда вступают в действие поправки к ПДД», — заявил глава СПЧ Валерий Фадеев.
Как объяснил в беседе с корреспондентом «МК» профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Виталий Гаевский, спорить с фактом существования СИМ уже не приходится — это реальность, в которой мы живем.
— Наша задача — регулировать, а не запрещать. Нужны нормативные документы, которые будут определять правила движения компактного транспорта, нужны соответствующие испытания. Дальше таких средств передвижения будет только больше. Одно из моих предложений — отдать правую полосу для средств индивидуальной мобильности наравне с общественным транспортом, тогда люди смогут передвигаться максимально безопасно. Так сделано в Китае. Автомобилисты не пересекались бы с самокатами, а самокаты — с пешеходами. Кстати, я придерживаюсь мнения, что велосипеды тоже нужно причислить к группе СИМ: они могут разогнаться до очень солидных показателей, пусть для этого и нужны усилия человека.
Гаевский подчеркнул, что развивать систему компактного транспорта необходимо, потому что каждый новый самокат на дороге — это минус один водитель: все больше людей принимает решение отказаться от автомобиля в пользу СИМ. Ну а в этом есть очевидное преимущество, и речь не только об экологии. Если столкновение с автомобилем почти наверняка означает для пешехода летальный исход, то при столкновении с самокатом или велосипедом шанс выжить весьма велик.
Самая очевидная группа, для которой это актуально, — курьеры: если раньше они чаще развозили заказы на авто, то теперь все чаще пересаживаются на гироскутеры или самокаты. Правда, есть нюанс: как отметил глава СПЧ Валерий Фадеев, доставщики еды часто нарушают Правила дорожного движения.
«Доставщиков еды все больше. Прежде чем выйти на работу, пусть проходят курсы. Профессиональная обязанность доставщика — знать ПДД», — отметил Фадеев.
Среди прочих предложений — ограничения по возрасту для пользователей СИМ, а также введение аналога ОСАГО для таких средств передвижения. Детский омбудсмен Мария Львова-Белова предложила установить допустимую скорость самокатов для детей не выше 20 км/ч — с такой идеей она выступила в понедельник, 14 ноября, на заседании Совета по правам человека, посвященном средствам индивидуальной мобильности.
«Необходимо дополнительно снизить допустимую скорость СИМ, хотя бы при использовании детьми, — не выше 20 км/ч. Ввести аналог ОСАГО для водителей СИМ, вести просветительскую работу по обучению их эксплуатации», — высказалась омбудсмен.
Речь идет о детях от 7 до 16 лет. При этом водителям моложе 16 лет запрещено будет ехать на самокате по проезжей части.
По словам Львовой-Беловой, существующее ограничение скорости электросамокатов до 25 км/ч и допустимый вес 35 кг все еще опасны. В случае аварии такие СИМ могут привести к тяжелым травмам или гибели, особенно если это дети или пожилые люди.
Дарья Тюкова