В Кемерово живет наш солист. Славный человек. Зовут Александр Александрович.
Вот его записки. Нам они показились интересными. Думаем, что и Вам будет интересно с ними познакомиться.
Редакция сайта 1001.
Самообразование
Здравствуйте.
У меня к вам предложение. Поговорить о самообразовании. Как зачинщик, сначала говорить буду я, и постараюсь рассказать о своём представлении, мнении, ощущении вопроса, а вы подумайте (наверняка вам есть, что сказать) и напишите письмо или сообщение в форум.
К сожалению, современная российская младшая, среднеспециальная и высшая школа не радует нас ни возможностями к познанию окружающего (и внутреннего) мира, ни подходом к ученикам и образованию в целом. С самых ранних лет маленького человека начинает подавлять система, противостоять которой они не в состоянии. Не зря говорят, что всё самое важное происходит с человеком до пяти лет. На маленького человека, обладающего, кстати, прекрасной памятью, обрушивается лавина информации, не всегда полезной. Её заставляют переработать. После огромных затрат энергии и времени мозг устаёт - и никакого творчества не получается. Система загоняет ученика в рамки школьной программы, более того, отучает думать. Видимо, государству не нужны думающие люди, ими сложнее манипулировать. Безобразие в системе образования отражается на характере маленького человека отвращением к учёбе, именно поэтому важно сохранить незамутнённое сознание.
Редкий учитель понимает это, а если и понимает - не всегда может хоть что-нибудь сделать, ведь образовательные программы, экзамены, учебники приходят "сверху". Не знаю почему, но сегодня, если на учебнике стоит рекомендация министерства образования, то это как позорное клеймо. Хотелось бы ошибаться, но все встречавшиеся мне учебники написаны в научном стиле, который должен использоваться в жизни научного общества. А высшая школа - это, прежде всего, школа. Почему-то об этом забывают. Учебники выпуска 1970-х годов написаны вроде бы тоже людьми от науки, однако же, написаны доступно. Таким книгам доверия больше. Как говорят братья Стругацкие, понять - значит упростить.
Существует такая теория, что в образование идут люди двух типов: те, что хотят получить власть, и те, что хотят получить славу, признание. Из первых вырастают хорошие администраторы, но как всегда бывает в нашей стране, такие люди задерживаются в неподходящей для них роли простых учителей. Понятно, что ученикам с ними тяжело - постоянный и жёсткий контроль во всём, вплоть до количества клеточек в полях тетради. Второй тип учителей - настоящий клад для учеников, такой умеет работать с людьми, прекрасно осведомлён в предмете, грамотно учит, показывая, как лоцман капитану, возможные пути развития, и не навязывая собственного или "общепринятого" мнения. Именно на таких учителях наше образование ещё как-то держится. Именно таких учителей всю жизнь помнят ученики. Жаль, что, как уже говорилось выше, даже они не всегда могут уживаться с программами, разрабатываемыми нашим доблестным министерством образования.
Если не гора к Магомету, то Магомет - к горе. Естественный выход из такого неприятного положения - самообразование. Совершенно чётко вижу, что заинтересовавшийся читатель - человек, сохранивший тёплую искру собственного разума, который согласиться, что учиться на самом деле необычайно интересно и захватывающе. Поэтому - приступим.
Лучше всего, если будет чёткая цель. Получить какой-то навык, умение, знание. Во всяком случае, нужно определить границы, это здорово экономит время. Так, например, психологу, интересующемуся НЛП, можно в ближайшем будущем не задумываться о психоанализе.
Чётко обрисовать границы нам поможет план, учебная программа. Самое интересное, что мы её составляем сами. Согласитесь, это радует. Учебная программа дисциплинирует, показывает, что уже изучено, что ещё предстоит. Как только появится необходимость внести коррективы - вносите. Если вы даже немного знакомы с предметом, который хотите изучить, то пишите план, где перечислены основные темы. Если знакомы с предметом хорошо, то наверняка знаете уже и источники информации: книги, сайты, эхоконференции. Это всё тоже лучше перечислить, собрать в одно месте. Такой файл или лист бумаги в последствии сэкономит вам кучу времени. Если предмет для вас совершенно нов, то попросите тех, кому вы доверяете, помочь сделать первый шаг, составить список самых базовых тем.
Приведу небольшой пример. Я хочу научиться графическому дизайну. Для этого мне потребуется изучить вот такие темы:
- Основы дизайна
- Пространственные отношения
- Форма
- Цвет
- Текстуры
- Шрифт
- Основы хорошей композиции
- Единство
- Баланс
- Контраст
- Динамика
- Ньюансировка
Конечно, свой инструмент нужно знать очень хорошо. Это программы компании Adobe: Photoshop и Illustrator.
Также понадобятся следующие навыки:
- Сканирование и цветокоррекция
- Отрисовка логотипов в векторной графике
- Распознавание шрифта
Карта нарисована, проложен маршрут, теперь можно начинать путь.
Одно маленькое "но". Если предмет вам ни капли неинтересен, не беритесь за него вообще, потому что в самообразовании за изучением вы следите сами. А когда предмет не интересен, то задания будут проходить всё реже, и потом сойдут на нет, и не дай бог вы утвердитесь во мнении, что "всё это самообразование - чушь полнейшая, сам, мол, проверял".
Что ещё можно почитать по теме? Пока совсем немного ссылок, но на первый раз этого должно хватить:
Если вы решите обучаться чему-то самостоятельно, то я за вас обрадуюсь. А если будете обучаться - сниму шляпу. Это ведь так непросто.
Всего хорошего.
До встречи в эфире.
Ваш Александр Александрович Кудашкин