Эксклюзивное интервью актрисы и телеведущей: о новой книге, спектаклях и жизни в период самоизоляции.
Сати, начнем банально, но что поделать, если пандемия стала нашей постоянной повесткой дня. Как проходит самоизоляция?
Самоизоляция — это новая реальность, в которой оказалась подавляющая часть населения планеты. А главное, эту реальность ничто не предвещало. И мне, наверное, легче, чем другим, если подразумевать одиноких стариков, людей, оказавшихся в больнице, или, не дай Господь, в реанимации. Но каждому трудно по-своему.
Вам наверняка поначалу было тяжело, как женщине активной и деятельной.
Я не думаю, что труднее поначалу. Мне кажется, наоборот. Я с середины февраля не видела дочек, они живут в Париже. Старшую (она живёт в Нью-Йорке) не видела с Нового Года — и сколько ещё мы не увидимся, не обнимемся, Бог знает. Конечно, мы устраиваем видеочаты, каждый день пишем друг другу, но это не заменяет живого общения.
Другой огромный минус для меня, как и для большинства коллег, — невозможность работать. Я очень скучаю по сцене, по гастролям, по съёмкам на телевидении. И тот факт, что все в одинаковом положении, вовсе не утоляет эту жажду! Но в вынужденном сидении в четырех стенах есть и плюсы.
Давайте перечислим?
Во-первых, в последнее время мы с мужем жили на таких скоростях, что толком даже видеться не успевали, не то, что проводить вместе свободное время. А теперь каждый вечер устраиваем киносеанс! Думаю, всего времени самоизоляции не хватит, чтобы успеть посмотреть то, что хочется. Спустя 36 лет совместной жизни нам уютно и хорошо вместе. Это счастье.
Во-вторых, у меня появилось время закончить книгу «Нескучная классика». Ее выпуск планировался к десятилетию программы в апреле этого года, а теперь, к счастью, перенесён на начало сентября. Из-за занятости у меня не получалось закончить редактуру в срок. Ну вот жизнь и организовала огромную временную лакуну.
Вот, кстати, о «Нескучной классике». Сати, вы ведь по образованию актриса.
Да.
И карьера ваша стартовала более, чем успешно. Вы дебютировали в кино всего в 18 лет, к вам сразу пришли главные роли. Но вот вы встретили Владимира Спивакова, и ваша судьба сделала крутой поворот: вы вышли замуж, у вас родились две дочери — одна за другой. Потом вы уехали в Европу и перестали работать. Выучились в Сорбонне. А вернувшись в Россию, вновь поменяли свою жизнь — создали собственную телепрограмму. Это сейчас канал «Культура» невозможно представить без вас. А тогда не страшно было опять начинать все с нуля?
Было не до страха. Я пришла на телевидение почти в сорок лет. И во мне к тому моменту накопилось такое желание самореализации — подобно кипящей воде в кастрюле, накрытой крышкой! Есть такое выражение: если не я, то кто, и если не сейчас, то когда? К тому же в тот момент профессия актрисы была для меня закрыта и вернуться к ней было страшнее, чем пускаться в новое плавание. Но я давно поняла, что человек начинает стареть, когда перестаёт учиться. И точно знаю, что в профессии тележурналиста, как и в профессии артиста, никогда нет абсолютных достижений. Каждый раз надо начинать с нуля.
Неуверенности вообще не было?
Я и сейчас не всегда чувствую себя уверенно. Кстати, многие актеры, даже великие, говорят, что изначально выбрали эту профессию, именно чтобы побороть природную неуверенность.
Ну, сейчас-то по вам уж точно этого не скажешь. Вы — амбассадор мировых брендов, ваше имя связано с высокой модой. Все привыкли, что выглядите безупречно, в изысканных платьях, на каблуках. А вне работы как любите одеваться?
Зависит от настроения. Я всегда одеваюсь минут за 10-15 до выхода из дома. Главное — чувствовать себя комфортно. Одежда должна соответствовать ощущению момента. Я очень люблю платья и каблуки. Но при этом люблю джинсы и свитеры. Дома чаще всего ношу шелковые пижамы.
Мне запомнилась сказанная вами когда-то фраза: «Элегантная женщина — это, прежде всего, уважение к себе».
Вот скажешь иногда что-то, а потом тебя начинают цитировать! Да, элегантная женщина — это уважение к себе, и оно выражается, наверное, в том, что женщина не должна позволять себе даже дома выглядеть неопрятно. Для женщины, на мой взгляд, важно быть ухоженной.
А помните, недавно в соцсетях был флешмоб «10 years challenge»? Я перед этой беседой специально сравнила ваши фотографии — современные и десятилетней давности. Так вот ведь какая штука: все ваши прежние образы были бы актуальны и сейчас. Они словно неподвластны времени. Это тонкое чувство вкуса врожденное?
Врожденное? Знаете, я не верю в это понятие. Стиль, как и вкус, формируется с годами. Формируется внутренним содержанием, ощущением уместности, чувством гармонии души с окружающим миром. Мне повезло с учителями. Помню, ещё совсем молодая, я встречала женщин очень известных, таких как Майя Плисецкая, Катрин Денёв, — и мысленно подмечала: вот какой мне хочется стать. Это были прежде всего интересные личности, а потом уже иконы стиля.
Мой личный стиль формировали еще и мужчины — профессионалы моды. Приведу лишь один пример. Это 12 лет дружбы с великим кутюрье Аззедином Алайя, который был гением. Он научил меня очень многому. Его нет с нами уже больше двух лет, и с его уходом я почувствовала, что потеряла второго отца. Если хотите главный совет по стилю: less is more. Как говорила Габриэль Шанель, перед выходом из дома посмотрите на себя в зеркало и снимите с себя последнее украшение из тех, что вы надели.
Это правило вы соблюдаете везде — даже в театре, который вернулся в вашу жизнь. Мне очень понравился ваш спектакль «Нежность». Ничего лишнего: невесомые, полупрозрачные декорации, и тут появляетесь вы — в темном, сдержанном наряде, купающаяся в облаке из золотых листьев. Королева эффектного выхода.
То, о чем вы говорите, — это все Виктюк! Это Роман Виктюк — король эффектного выхода. Вообще, режиссер — генерал, а артисты — только солдаты. «Нежность» — очень дорогой для меня спектакль. Он вернул мне профессию, которая казалась утраченной навсегда. Но «Нежность» мы играем все реже. С момента премьеры прошло уже шесть лет. За эти годы появились еще спектакли: «Машина Мюллер» в Гоголь-центре, в постановке Кирилла Серебренникова, один из самых нашумевших спектаклей Москвы, который уже четыре года идет с аншлагом, «Высокая вода венецианцев» в Школе современной пьесы. А самая любимая сейчас постановка — это «Метафизика любви» в Театре наций в постановке Дмитрия Сердюка.
Готовясь к каждой роли, я много читаю, изучаю массу дополнительных материалов, смотрю все постановки, которые могут помочь в работе, и, как нас учили в ГИТИСе, переписываю роль от руки в специальную тетрадку, куда потом вношу замечания режиссера.
Как же вы организуете досуг сейчас, чтобы восполнить такой насыщенный график? Опять мы вернулись к теме карантина...
Скажу так: я ещё в процессе идеальной организации. Пока что успеваю сделать за день половину дел, намеченных накануне. В частности, уже пару раз протирала пыль с беговой дорожки, уже расстелила коврик для йоги, но... дальше не продвинулась. Да и требующие разборки шкафы с книгами и одеждой смотрят на меня с укором, а я каждый день говорю им: завтра, дорогие, завтра!
А теперь, по традиции этой рубрики устроим небольшой блиц. С какой картиной вы бы ассоциировали свой характер?
Наверное, с портретом Иды Рубинштейн Серова.
Три прилагательных, которые опишут, какая вы мама.
Они все будут с приставкой «не»: нетребовательная, ненавязчивая и неконсервативная.
Три прилагательных, которые опишут, какая вы жена.
Понимающая (надеюсь). Заботливая (надеюсь). Мудрая (надеюсь).
Три качества, за которые вы больше всего цените Владимира Теодоровича?
Таких качеств гораздо больше, чем три. Не буду говорить: «талант». Это не обсуждается. Если назвать только три: щедрость, чувство юмора и терпение.
А что бы вы сказали себе 20-летней, будь у вас такая возможность?
Верь в себя!
Данара Курманова