Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Сбил человека. Срочно нужны деньги»

Как не отдать последнее мошенникам?

Выходя на «охоту», мошенники хорошо знают, что давить нужно на чувства и эмоции, а действовать - как можно скорее, не давая жертвам подумать.

Отмазаться от ГИБДД и вылечить рак

Когда в дверь позвонили, 89-летняя Анна Николаевна Коврова из Санкт-Петербурга ложилась спать. На пороге стоял взволнованный молодой человек. Он представился: друг внука блокадницы. И рассказал: по вине парня произошло серьёзное ДТП и срочно нужны деньги, чтобы «решить все вопросы». Иначе внуку Анны Николаевны грозят арест и суд. 

- Он говорил очень искренне, убедительно, - со слезами на глазах рассказывает пожилая женщина. - Сказал, что его прислал сам мой Андрюша. Что авария случилась недалеко от моего дома, а у внука как назло не оказалось наличных, и кошелёк с карточками он забыл. Что деньги нужны скорее, пока представители полиции оформляют документы, иначе будет поздно. Я побежала в комнату, взяла всё, что собрала на чёрный день, и отдала. 

Пенсионерку обманули на 150 тыс. руб. Возбуждено уголовное дело по ст. 2 159 УК РФ (мошенничество). Полиция ищет предполагаемого преступника. 

Другая петербурженка, 87-летняя Валентина Петровна, потратила накопления, которые хранила под матрасом на похороны, на «чудодейственные лекарст­ва». Мошенники позвонили ей по телефону - выдавали себя за специалистов одного из медицинских институтов гематологии и трансфузиологии и, представляясь врачами, «втюхивали» биологическую добавку. 

- Меня как будто околдовали,- рассказала она. - Диспетчер на том конце трубки убедил, что это лекарство мне поможет. Рассказывал, как оно действует. Сыпал словами, которые я слышала и от врачей во время госпитализации. У меня онкология, но, ребята, знали бы вы, как хочется пожить, увидеть, как подрастут внуки. Я отдала им 200 тыс. руб. - всё, что было».

Обманщиков поймали. Молодые мужчина и женщина продавали под видом чудесных лекарств обычные дешёвые БАДы. Они обработали таким образом 14 пенсионеров - и заработали 1,2 млн руб.

Замаскированный под офис коммерческой компании колл-центр находился в центре города. Когда туда нагрянула полиция, обнаружили памятки со специальной терминологией, где указывалось, как разговаривать с пенсионерами. Телефоны пожилых петербуржцев брали из баз, приобретённых на одном из городских рынков. Далее дейст­вовали по следующему алгоритму. Абоненту в ходе разговора по телефону «ставился диагноз» - мол, у пожилого человека опасное заболевание крови. Тут же предлагались чудо-таблетки, которые спасут от болезни. Далее начиналось психологическое давление: стариков убеждали впустить в квартиру курьера, который якобы и привезёт микстуру для исцеления. Через короткое время тот появлялся на пороге и забирал за упаковки БАДов от 100 до 500 тыс. руб. Причём, если деньги находились на банковской карточке, курьер умудрялся дойти с доверчивым человеком и до банкомата. 

Не на того нарвались

На второй день отпуска в квартире подполковника Андрея Бурова, начальника уголовного розыска с 20-летним стажем, раздался звонок. Строгий голос сообщил: «Здравствуйте, это из полиции. Ваш сын попал в ДТП!» (Сыну офицера на тот момент исполнилось 2,5 года. - Ред.) «Что же делать?» - хриплым «стариковским» голосом ответил Буров. «Что делать? Деньги готовьте, есть возможность его отмазать», - диктовали на том конце трубки. - Деньги-то у вас есть?» - «Есть». - «Сейчас к вам приедет курьер, передадите ему». 

Когда через полчаса курьер подъехал, у подъезда его встретили Буров и оперативная группа. Андрей получил благодарность.

Год назад в его районе вновь были зафиксированы случаи телефонного мошенничества. На соседях оперативника схема бандитов сработала на 100%. У них действительно был сын, поэтому ночной звонок «следователя» попал точно в цель. Приехавший курьер получил «похоронные». Только после этого пенсионеры кинулись звонить сыну. И конечно, с ним всё было благополучно. Подполковнику они сквозь слёзы выдали полное описание внешности курьера. 

А спустя неделю позвонили и Бурову. Из трубки раздалось: «Папа! Папа! Я попал в ДТП. Поговори со следователем». Второй, уверенный голос представился басом: «Здравствуйте! С вами говорит следователь Иванов Игорь Васильевич». 

Разговор о выкупе был коротким. Андрей сказал, что дома только 190 тыс. Чтобы не дать жертве очухаться, «следователь» попросил продиктовать номера купюр. Сказав, что идёт за день­гами, Андрей из другой комнаты с мобильного вызвал бригаду оперативников. Пока курьер добирался до цели, мошенник велел подполковнику писать заявление о переквалификации дела в административное: удерживал его на связи, чтобы он не смог сделать контрольный звонок сыну. Наконец раздался звонок в дверь. Буров открыл дверь и оказался нос к носу с курь­ером, описание которого дали обманутые старики. Так два телефонных звонка раскрыли 9 преступлений.

Мошенники действуют по отработанным схемам. И чем больше нового появляется в жизни - тем больше поводов обмануть нас возникает.

Вам положена  компенсация

Как работает? Представившись сотрудниками Центрального банка РФ или прокуратуры, мошенники сообщают пенсионеру счастливую новость: вам положена компенсация в 300-400 тыс. руб. за приобретение БАДов / лечение / покупку продуктов.

Как правило, аферисты убеждают пенсионера, что день­ги уже на их счету, но нужно всего лишь... заплатить комиссию в 20-30 тыс. руб. А дальше начинается игра на доверии: пенсионеру каждый день звонят «первые лица» ЦБ, кормят завтраками о скорой выплате и дают точные адреса пунктов оплаты. Человека вынуждают заплатить и налог за такую большую компенсацию в 13%. Если денег нет, отправляют занимать у соседей или знакомых.

«Мы полагаем, что часть злоумышленников целенаправленно работает по группе лиц старшего возраста. Это могут быть выборки на основе информации, получаемой незаконным путём, в том числе обмен такой информацией в среде криминалитета, - объяснили «АиФ» в пресс-службе ЦБ РФ. - Часть злоумышленников работает перебором телефонных номеров, без каких-либо списков, делая так называемые «холодные звонки» и реагируя на голос ответившего. Молодой голос: извините, ошиблись - или просто сброс (или же другой психологический приём); голос возрастного абонента - продолжение разговора и применение определённых психологических техник. Как правило, злоумышленники, промышляющие таким видом правонарушений,- это либо группа лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и имеющих доступ к мобильной связи, либо целые преступные группы, осваивающие новые способы незаконного получения денег».

Что делать? В случае, если вам реально положена компенсация,налоги и прочие издержки будут уже после получения вами реальных денег. К тому же, даже если счета компаний по производству товаров по тем или иным случаям замораживают, ни о какой компенсации покупателям не идёт и речи. Если только сам покупатель не подал в суд на компанию за введение в заблуждение, отравление и др.

«У вас страшная болезнь»

Как работает? Мошенники прекрасно понимают, что большинство пенсионеров часто посещают поликлинику. Пенсионеру звонят якобы с целью сообщения результатов анализов. Если в ответ аферисты слышат: «Я ничего не сдавал», тут же кладут трубку. Если же угадывают с «жертвой», продолжают говорить от лица поликлиники: мол, анализы плохие, если не начать срочное лечение - летальный исход. Причём привезти нужные лекарства они могут курьером прямо сейчас. Вот только придётся за это заплатить немалые деньги - до 100 тыс. руб. «Но ведь здоровье того стоит?» - настаивают обычно мошенники и «выезжают с лечением». Вместо таблеток от смертельного недуга пенсионер получает... витамины и БАДы.

Что делать? Не говорите по телефону о том, какие у вас есть накопления. И запомните: серьёзный диагноз по телефону ни один врач поликлиники сообщать не будет. К тому же дорогостоящие лекарства, как правило, продаются лишь по рецепту от лечащего врача и сотрудники лечебных учреждений не занимаются их продажей.

«Если вы говорите себе: меня-то уж точно не обмануть, я способен отличить мошенника от честного человека, - вы в зоне риска. Часто человек, чрезмерно уверенный в себе, теряет контроль, - уверяет психолог Анна Хныкина. - Не вступайте в коммуникацию. Любые звонки или визиты незнакомцев в дом нужно тут же пресекать словами, что вы сами свяжетесь с поликлиникой и своим врачом. Для своего спокойствия так и делайте - идите в поликлинику или звоните доктору!»  

«Вам заплатили лишнюю пенсию»

Как работает? Под видом сотрудников Пенсионного фонда пожилого человека вынуждают сообщить все данные банковской карты или счёта - якобы ему несколько лет начисляли в счёт пенсии лишние деньги. Проверить это, естественно, липовые сотрудники могут только по текущему номеру счёта пенсионера. И, чтобы человек точно всё выполнил, ему строго разъясняют: «Если проверка не будет проведена, вас оштрафуют!» 

Что делать? «Никогда и никому не сообщайте данные банковских карт с пин-кодами или cvv-кодами (написаны на обратной стороне карты). Ни один сотрудник банка не вправе это требовать, - говорит профессор кафедры экономической социологии ВШЭ Ольга Кузина. - Если вы действительно нужны для исправления ошибки, с вами свяжутся неоднократно и не только через Пенсионный фонд, но и через управление соцзащиты и пр.». Прервите разговор, сообщив, что на следующий день уточните всё подробно в территориальном отделении Пенсионного фонда. 

«Получите выплату от государства»

Как работает? Мошенники сообщают радостную весть: «Вам положена прибавка к пенсии!» И добавляют, что ходить никуда не нужно, просто сообщите номер карточки - и вам переведут деньги. А следом за номером, оказывается, требуются ещё и паспортные данные, и номер пенсионного удостоверения и, естественно, cvv-код карты. Пока доверчивый пенсионер раскрывает данные в надежде «зажить» на прибавку, ему приходит СМС от банка. Её тоже нужно назвать мошеннику. И уже к концу разговора жертва остаётся без денег на карте. 

Что делать? Код, который приходит в виде СМС к вам на телефон, даёт полный доступ к вашим денежным средствам. Он приходит только в случае совершения операции с деньгами на банковской карте. Если вы в данный момент никаких покупок не совершаете, а СМС всё равно пришла, значит, ваши деньги хотят увести. Первое правило всех банков: «Не сообщайте код даже нашему сотруднику!»

Откройте, соцзащита

Как работает? Один из самых распространённых вариантов обмана - обход мнимых соцработников. Делать они могут это с разными целями: проникнуть в квартиру и украсть день­ги (места, где пожилые люди могут хранить сбережения, им хорошо известны), выманить данные банковского счёта или продать чудо-аппарат, спасающий от всех болезней. 

Что делать? «Попросите документы: у них при себе должно быть удостоверение. Правда, подделать его тоже легко. Поэтому лучше не впускать никого в квартиру, пока не убедитесь, что это реальные сотрудники службы: тут же позвоните и уточните, был ли запланирован подобный обход. Мнимые сотрудники сразу исчезнут, - считает доцент кафедры уголовного права и криминологии юрфака МГУ Мария Филатова. - К тому же реальные сотрудники соцслужб не уполномочены уточнять личную информацию - банковские счета, паспорт и пр. Если такой «работник» просит у вас данные, он точно мошенник». И запомните: реальные сотрудники подобных служб не вправе продавать лекарства или аппараты для лечения.

Обменяем деньги 

Как работает? После выпуска новых банкнот в 200 и 2000 рублей мошеники придумали новый способ обмана - менять имеющиеся у пенсионеров день­ги на новые банкноты. Объясняют такой ход они просто: «Старые выходят из оборота, уже завтра вы на них ничего не купите!» Аферисты реально меняют банкноты прошлых лет выпуска на новые, правда, свежие 200 и 2000 руб. напечатаны ими же на цветном принтере. 

Что делать? Не принимать деньги от посторонних людей. И знать: просто так выйти из обихода купюры в 100, 500, 1000 и 5000 рублей прошлых лет выпуска не могут. 

Проверить счётчики

Как работает? Заходят в гости к пожилым людям и «работники ЖЭКа» под предлогом проверить счётчики, чтобы продлить их срок службы, иначе вы будете платить по повышенному тарифу. «Проверяющие» уже во время просмотра находят у счётчика массу недостатков и готовы исправить всё или заменить на новый на месте. Естест­венно, небесплатно. 

Что делать? Проверять счётчики без вашей заявки управляющая компания вряд ли будет. К тому же, чтобы понять, исправно устройство или нет, его нужно отвезти в метрологический центр. На это уйдёт несколько недель. «Так что перед тем как впускать сотрудников ЖЭКа с желанием проверить счётчики, позвоните в управляющую компанию и уточните, действительно ли эту проверку инициировала она», - советует М. Филатова.

Только сегодня в вашем доме распродажа

Как работает? По квартирам одиноких людей часто ходят чудо-продавцы: продают что угодно - ножи «из высокотехнологичного материала», очищающие воду приспособления, термосы и т. д. «Только сегодня и только в вашем подъезде - скидка: вместо 10 тыс. руб. надо заплатить всего 3 тыс.». В итоге вам продают дорого китайскую ерунду.

Что делать? Не открывать дверь никаким продавцам. Если вам будут нужны ножи, вы купите их сами в месте, где сможете выбирать.

Советы психолога

Пенсионеры попадаются на уловки мошенников, когда они одни. Ответст­венность за это ложится и на нас, их детей.

Психолог Анетта Орлова:

Для пожилого человека очень важны доверительные отношения со своими близкими, именно в этом процессе они получают эмоциональную поддержку и удовлетворяют потребность в общении, получении информации и пр. Самое страшное для пожилого - это одиночест­во и ощущение ненужности. Для мошенников как раз обделённые вниманием пожилые люди становятся мишенью для манипуляций. Они вовлекают пенсионеров в общение, захватывают - часто - своей доброжелательностью и проявлением интереса к ним, тогда как те уже давно от него отвыкли. И это срабатывает как приманка! Нам, молодым, важно понять, что в круговороте событий, дел, работы нужно в какой-то момент откладывать всё в сторону и пообщаться с близким стариком. Подумайте: часто только мы - его канал связи с миром. Нам важно инструктировать родителей на случай возникновения таких ситуаций. Объяснять механизм обмана и обязательно предупредить, что любые действия лучше согласовывать с вами. Золотое правило: если вам звонит кто-то и представляется вашим близким, просящим деньги, задайте личный вопрос («Какая у тебя была в детстве любимая игрушка?»). Или сбросьте звонок и перезвоните сами на мобильный дочки или сына. Если, не дай бог, мошенничество уже произошло, не ругайте стариков! Это не их вина, это их сложность, потому поддержите и вновь проинструктируйте! 

Михаил Маркович,
Елена Данилевич,
Елена Плотникова,
Дарья Буравчикова

Источник

375


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95