Провинциальный город летом… Никакого движения, только тополиный пух плывет над тротуарами. На улицах пусто, всё закрыто, все разъехались, ничего не происходит. Лето в городе — мертвый сезон.
Да разве только лето?
Так было, кажется, испокон веку. Жизнь кипела в столицах и остывала в провинции. Но несколько лет назад
Своими руками обиходить заброшенный сквер, превратить унылыйпустырь в огромную клумбу, разрисовать серый заводской забор, наладить в городе раздельный сбор мусора, устроить чаепитие во дворе, чтобы перезнакомить всех соседей, или организовать в парке
Идеи могут быть самые разные, объединяет их одно: всё это придумывают и делают сами горожане. Люди — для людей. Расскажем о нескольких наиболее любопытных городских проектах этого лета.
***
Проект «Активация Вологды», затеянный двумя молодыми москвичами с вологодскими корнями — Константином Гудковым и Александром Дудневым — и поддержанный местными архитекторами, направлен на сохранение деревянной архитектуры города.
У него три задачи: просветить горожан, изменитьотношение власти и сделать так, чтобы в Вологде появилась современная деревянная архитектура.
Для горожан и туристов проводят многочисленные экскурсии, рассказывая об уникальности деревянных строений. Один из организаторов проекта, сам родившийся в деревянном доме в центре города, пишет путеводитель по деревянной Вологде.
А для тех, кому разговоры о культурном наследии — пустой звук, по инициативе авторов «Активации Вологды» в градостроительный устав внесена специальная поправка, запрещающая строительство каменных зданий на месте деревянных. Эта поправка должна сделать невыгодными поджоги, которые часто устраивают сами хозяева, чтобы избавиться от деревянных «развалюх» и на их месте построить себе современный коттедж.
Для просвещения местных властей организаторы «Активации Вологды» провели конференцию деревянных городов России, на которой мэр Вологды встретился с мэрами Томска и Иркутска. Коллеги поделились с вологодским градоначальником своим опытом сохранения деревянной архитектуры. А специально приглашенный скандинавский урбанист попытался убедить городских чиновников, что деревянная архитектура, тем более такая богатая и разнообразная, как в Вологде, может стать магнитом для туристов, если ее правильно подать. И, конечно, отреставрировать.
К реализации третьей части плана — созданию современных деревянных строений — подключилось местное архитектурное сообщество, в основном студенты. Решили соорудить такие объекты, которые войдут в обиход горожан, станут пространством для повседневной жизни.
Выбрали места в городе, где люди встречались, гуляли, назначали свидания, но где при этом не было даже скамеек. И обустроили. Рядом с пешеходным Красным мостом появились деревянные ступени, ведущие прямо к воде, на которых можно сидеть и любоваться рекой. У Дома книги — клумбы и места для чтения. На площади у Драмтеатра — уличная сцена и парапеты для велосипедистов и скейтеров. А рядом с Вологодским университетом — настоящая аудитория под открытым небом.
Все новые деревянные постройки, как и задумывали архитекторы, были буквально сразу после открытия освоены и обжиты горожанами.
***
Маленькая подмосковная Коломна за последние несколько лет тоже ожила. И тоже усилиями всего двух человек: Натальи Никитиной и Елены Дмитриевой. Открытый ими в городе Музей коломенской пастилы практически тут же вошел в экскурсионные программы огромного количества турагентств и всего за год увеличил поток туристов, приезжающих в Коломну, в три раза.
Во многом потому, что музей сделан очень стильно (недаром проект называется «История со вкусом», и речь тут не только о вкусе пастилы) и с хорошим чувством юмора.
Например, в качестве сувенира можно увезти из Коломны коробочку любимой пастилы Достоевского, на которой изображен классик, одной рукой пишущий
В планах у Натальи Никитиной и Елены Дмитриевой открыть в Коломне еще с десяток музеев. Около ста краеведов и историков сейчас занимаются сбором материалов для новых экспозиций.
А пока на деньги, принесенные в город Музеем пастилы, Наталья Никитина и Елена Дмитриева запустили проект
В Европе таких
***
Ярославль в последние годы стал городом фестивалей. Яркие, веселые
В начале лета в Ярославле прошел фестиваль одной улицы. Организаторы — молодые архитекторы Семен Расторгуев и Наталья Хомутова — выбрали улицу в центре города и в течение недели вместе с другими участниками пытались изучить, обиходить и обжить ее.
Накануне фестиваля был объявлен конкурс проектов по благоустройству небольшого сквера, находящегося на этой улице. Архитекторы из 15 стран предложили свои идеи. Конкурсные проекты были представлены тут же, в сквере, и активно обсуждались не только участниками фестиваля, но и случайными прохожими.
Потом профессиональное жюри (в основном архитекторы и искусствоведы) выберут три наиболее удачных проекта, которые будут в течение лета воплощены в жизнь силами добровольцев и самих архитекторов.
Кроме того, в ходе фестиваля по улице прошло с десяток экскурсий. Историки, краеведы, художники рассказывали чуть ли не о каждом здании и об интересных людях, живших в них.
Ярославец Ян Левин, автор книги «Сто деталей Ярославля», во время своей экскурсии он обратил внимание публики на незаметные городские детали, мимо которых люди проходят каждый день, не задумываясь, что это за странный кирпичный куб или каменный конус.
А оказывается, куб — это вентиляционный ход бомбоубежища, построенного в разгар холодной войны для актеров Волковского театра.
А конус — «колесоотбойная тумба», сохранившаяся с XIX века. Раньше такие тумбы стояли вдоль всех тротуаров, чтобы, если лошадь вдруг понесет, телега натолкнулась на препятствие и не причинила вреда прохожим.
Трудно перечислить все, что еще вместил в себя фестиваль одной улицы. Тут и строительство оригинальной детской площадки. И лекции по современной архитектуре, проходившие в «лектории под открытым небом», то есть прямо на газоне. И открытие общественной читальни: в сквере установили стеллажи, куда каждый может принести из дома ненужные книги и взять почитать другие. И серия
Не успеет город перевести дух, как его ждет фестиваль уличных театров, потом еще один — архитектурный, танцевальный, джазовый, фестиваль детского чтения и
***
Можно сказать, что в последние годы в России стал формироваться новый городской тип. На одной публичной лекции его, на мой взгляд, очень удачно окрестили «городскими оптимистами».
Эти люди действительно оптимисты. Они талантливы, смелы, самостоятельны, изобретательны, открыты всему новому, готовы к диалогу и способны брать ответственность на себя.
Они понимают, что просто критиковать «окружающую действительность», взывая к государству, которое «должно, а не делает», — занятие совершенно бесполезное.
Лучше всего эту новую гражданскую позицию выражает фраза, ставшая слоганом выставки «С городом на ты» (ЦДХ, май 2013 года), организаторы которой попытались рассказать о наиболее заметных городских проектах.
Фраза звучит так: «Если вам
Как правило, затевают всё
Если для осуществления нужны деньги, их собирают, причем довольно быстро, через специальные сайты, посетители которых, тоже простые горожане, готовы пожертвовать небольшую сумму, например сто рублей, на проект, показавшийся им полезным и интересным.
Этот способ поиска средств на благие начинания называется непроизносимым английским термином «краудфандинг» (от слов «толпа» и «финансирование»)-то есть народное финансирование, или с миру по нитке.
В России его начали осваивать сравнительно недавно, и именно это дало толчок бурному развитию гражданских инициатив. Ведь теперь активным горожанам незачем тратить силы и время на тщетные и унизительные попытки добиться финансирования от городских властей или местных олигархов.
Другой, не менее важный, инструмент самоорганизации созидательных общественных сил — это социальные сети. С их появлением единомышленникам стало легче найти друг друга и договориться о совместных действиях.
Наталья Ключарева
Провинциальный город летом… Никакого движения, только тополиный пух плывет над тротуарами. На улицах пусто, всё закрыто, все разъехались, ничего не происходит. Лето в городе — мертвый сезон.
Да разве только лето?
Так было, кажется, испокон веку. Жизнь кипела в столицах и остывала в провинции. Но несколько лет назад
Своими руками обиходить заброшенный сквер, превратить унылыйпустырь в огромную клумбу, разрисовать серый заводской забор, наладить в городе раздельный сбор мусора, устроить чаепитие во дворе, чтобы перезнакомить всех соседей, или организовать в парке
Идеи могут быть самые разные, объединяет их одно: всё это придумывают и делают сами горожане. Люди — для людей. Расскажем о нескольких наиболее любопытных городских проектах этого лета.
***
Проект «Активация Вологды», затеянный двумя молодыми москвичами с вологодскими корнями — Константином Гудковым и Александром Дудневым — и поддержанный местными архитекторами, направлен на сохранение деревянной архитектуры города.
У него три задачи: просветить горожан, изменитьотношение власти и сделать так, чтобы в Вологде появилась современная деревянная архитектура.
Для горожан и туристов проводят многочисленные экскурсии, рассказывая об уникальности деревянных строений. Один из организаторов проекта, сам родившийся в деревянном доме в центре города, пишет путеводитель по деревянной Вологде.
А для тех, кому разговоры о культурном наследии — пустой звук, по инициативе авторов «Активации Вологды» в градостроительный устав внесена специальная поправка, запрещающая строительство каменных зданий на месте деревянных. Эта поправка должна сделать невыгодными поджоги, которые часто устраивают сами хозяева, чтобы избавиться от деревянных «развалюх» и на их месте построить себе современный коттедж.
Для просвещения местных властей организаторы «Активации Вологды» провели конференцию деревянных городов России, на которой мэр Вологды встретился с мэрами Томска и Иркутска. Коллеги поделились с вологодским градоначальником своим опытом сохранения деревянной архитектуры. А специально приглашенный скандинавский урбанист попытался убедить городских чиновников, что деревянная архитектура, тем более такая богатая и разнообразная, как в Вологде, может стать магнитом для туристов, если ее правильно подать. И, конечно, отреставрировать.
К реализации третьей части плана — созданию современных деревянных строений — подключилось местное архитектурное сообщество, в основном студенты. Решили соорудить такие объекты, которые войдут в обиход горожан, станут пространством для повседневной жизни.
Выбрали места в городе, где люди встречались, гуляли, назначали свидания, но где при этом не было даже скамеек. И обустроили. Рядом с пешеходным Красным мостом появились деревянные ступени, ведущие прямо к воде, на которых можно сидеть и любоваться рекой. У Дома книги — клумбы и места для чтения. На площади у Драмтеатра — уличная сцена и парапеты для велосипедистов и скейтеров. А рядом с Вологодским университетом — настоящая аудитория под открытым небом.
Все новые деревянные постройки, как и задумывали архитекторы, были буквально сразу после открытия освоены и обжиты горожанами.
***
Маленькая подмосковная Коломна за последние несколько лет тоже ожила. И тоже усилиями всего двух человек: Натальи Никитиной и Елены Дмитриевой. Открытый ими в городе Музей коломенской пастилы практически тут же вошел в экскурсионные программы огромного количества турагентств и всего за год увеличил поток туристов, приезжающих в Коломну, в три раза.
Во многом потому, что музей сделан очень стильно (недаром проект называется «История со вкусом», и речь тут не только о вкусе пастилы) и с хорошим чувством юмора.
Например, в качестве сувенира можно увезти из Коломны коробочку любимой пастилы Достоевского, на которой изображен классик, одной рукой пишущий
В планах у Натальи Никитиной и Елены Дмитриевой открыть в Коломне еще с десяток музеев. Около ста краеведов и историков сейчас занимаются сбором материалов для новых экспозиций.
А пока на деньги, принесенные в город Музеем пастилы, Наталья Никитина и Елена Дмитриева запустили проект
В Европе таких
***
Ярославль в последние годы стал городом фестивалей. Яркие, веселые
В начале лета в Ярославле прошел фестиваль одной улицы. Организаторы — молодые архитекторы Семен Расторгуев и Наталья Хомутова — выбрали улицу в центре города и в течение недели вместе с другими участниками пытались изучить, обиходить и обжить ее.
Накануне фестиваля был объявлен конкурс проектов по благоустройству небольшого сквера, находящегося на этой улице. Архитекторы из 15 стран предложили свои идеи. Конкурсные проекты были представлены тут же, в сквере, и активно обсуждались не только участниками фестиваля, но и случайными прохожими.
Потом профессиональное жюри (в основном архитекторы и искусствоведы) выберут три наиболее удачных проекта, которые будут в течение лета воплощены в жизнь силами добровольцев и самих архитекторов.
Кроме того, в ходе фестиваля по улице прошло с десяток экскурсий. Историки, краеведы, художники рассказывали чуть ли не о каждом здании и об интересных людях, живших в них.
Ярославец Ян Левин, автор книги «Сто деталей Ярославля», во время своей экскурсии он обратил внимание публики на незаметные городские детали, мимо которых люди проходят каждый день, не задумываясь, что это за странный кирпичный куб или каменный конус.
А оказывается, куб — это вентиляционный ход бомбоубежища, построенного в разгар холодной войны для актеров Волковского театра.
А конус — «колесоотбойная тумба», сохранившаяся с XIX века. Раньше такие тумбы стояли вдоль всех тротуаров, чтобы, если лошадь вдруг понесет, телега натолкнулась на препятствие и не причинила вреда прохожим.
Трудно перечислить все, что еще вместил в себя фестиваль одной улицы. Тут и строительство оригинальной детской площадки. И лекции по современной архитектуре, проходившие в «лектории под открытым небом», то есть прямо на газоне. И открытие общественной читальни: в сквере установили стеллажи, куда каждый может принести из дома ненужные книги и взять почитать другие. И серия
Не успеет город перевести дух, как его ждет фестиваль уличных театров, потом еще один — архитектурный, танцевальный, джазовый, фестиваль детского чтения и
***
Можно сказать, что в последние годы в России стал формироваться новый городской тип. На одной публичной лекции его, на мой взгляд, очень удачно окрестили «городскими оптимистами».
Эти люди действительно оптимисты. Они талантливы, смелы, самостоятельны, изобретательны, открыты всему новому, готовы к диалогу и способны брать ответственность на себя.
Они понимают, что просто критиковать «окружающую действительность», взывая к государству, которое «должно, а не делает», — занятие совершенно бесполезное.
Лучше всего эту новую гражданскую позицию выражает фраза, ставшая слоганом выставки «С городом на ты» (ЦДХ, май 2013 года), организаторы которой попытались рассказать о наиболее заметных городских проектах.
Фраза звучит так: «Если вам
Как правило, затевают всё
Если для осуществления нужны деньги, их собирают, причем довольно быстро, через специальные сайты, посетители которых, тоже простые горожане, готовы пожертвовать небольшую сумму, например сто рублей, на проект, показавшийся им полезным и интересным.
Этот способ поиска средств на благие начинания называется непроизносимым английским термином «краудфандинг» (от слов «толпа» и «финансирование»)-то есть народное финансирование, или с миру по нитке.
В России его начали осваивать сравнительно недавно, и именно это дало толчок бурному развитию гражданских инициатив. Ведь теперь активным горожанам незачем тратить силы и время на тщетные и унизительные попытки добиться финансирования от городских властей или местных олигархов.
Другой, не менее важный, инструмент самоорганизации созидательных общественных сил — это социальные сети. С их появлением единомышленникам стало легче найти друг друга и договориться о совместных действиях.
Наталья Ключарева