Кирилл Серебренников покидает «Гоголь-Центр». Департамент культуры не продлевает с ним контракт. Такая информация с утра взбудоражила Москву. Хотя ни Департамент, ни сам худрук прогрессивного театра эту информацию не подтверждают. И, тем не менее, она разошлась кругами, множа всевозможные домыслы.
На самом деле контракт с учредителем «Гоголь-Центра» у Серебренникова заканчивается в конце февраля. А 2 февраля он отмечал день рождения своего театра, с которого по сложившейся традиции, начинается новый сезон. И это его принципиально отличает от всех театральных столичных коллективов, которые стартуют работать в начале осени. Но на то он и Серебренников, чтобы отличаться от всех остальных.
День рождения ГЦ отметили строго среди друзей. Сбор был объявлен в 20.00, но начали позже: тусовка, наверное, кого-то ждали, никто никуда не спешил. Среди гостей Владимир Спиваков с супругой, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Александр Филиппенко, директор Театра Наций Мария Ревякина и другие известные и неизвестные лица. Концерт, подготовленный артистами, как подтверждают приглашенные, шёл по нарастающей. Его как всегда вели сам худрук с актёром и режиссёром Алексеем Аграновичем. Шел больше двух часов без антракта, закончился за полночь. В финале была поставлена эффектная точка в виде речи Кирилла Серебренникова. Из неё многим стало понятно, что слухи об уходе Серебренникова со своего поста, появившиеся в профессиональной среде еще в конце года совсем не лишены оснований.
Да, об этом давно поговаривали, ссылаясь на разные источники, в том числе и в правительстве Москвы: мол, контракт с Кириллом Семёновичем не будет продлён, но чтобы избежать лишнего шума, который, нет сомнений, возникнет (дело Седьмой студии это чётко показало), обе стороны договорились полюбовно разойтись. Так ли это на самом деле, сказать трудно, свечку никто, как говорится, не держал, но по многим признакам так оно и есть.
Сама речь, сказанная Кириллом Серебренниковым под занавес дня рождения, указывает на это. «Я понимаю, откуда берётся идея преемничества, но это абсурд. Нас назначают, мы работаем, мы тратим свою жизнь на благо отечественной культуры. С приходом в театр или уходом из театра наша жизнь не заканчивается. Более того, начала жизнь сейчас, благодаря современной медицине, будет достаточно долгой и мы должны придумать несколько сценариев нашей жизни».
Нелицеприятно высказавшись о системе государственных театров («потому что всё, к чему прикасается государственное устройство, становится на рельсы академичности, государственности, репертуарности, стационарности — оно рано или поздно приобретет черты чугунной табуретки»), режиссер подвёл итог: «Гоголь-Центр — это концепция, идея, которая исчезнет, как только носители этой идеи договорятся, что дальше они живут каждый своей жизнью. Мне кажется, это здорово, честно и прекрасно. Умирать так молодым. Рок-н-ролл».
Так может высказываться только человек, у которого есть план. И хотя на дне рождения, а по сути, открытии нового сезона, был объявлен план премьер, становится понятно, что Серебренников давно готов к сценарию ухода и даже сам его написал. Более того, будучи стратегом и первоклассным ньюсмейкером, он первым сделал ход. А кто первый встал, того и тапки.
Актриса и режиссёр Юлия Ауг, которая была на дне рождения, а по сути прощании Серебренникова с ГЦ написала на своей странице в Фейсбуке: «Вчера Кирилл в финале вечера, закрывая концерт, сказал слова благодарности всем за восемь с половиной лет счастья. Я не сразу поняла, о чём речь, а потом, когда поняла, расплакалась. И в очередной раз Кирилл дал мне, нам всем урок благородства и свободы. Достойно уйти на взлёте, это тоже свобода и любовь. И идти дальше. Спасибо».
В этот день судили Навального, ему впаяли три с половиной года колонии общего режима, тем самым окончательно превратив его в главную и единственную фигуру оппозиции. Так что на этом фоне текст речи Кирилла Серебренникова также приобретает политическую окраску. А он сам только увеличивает свой политический вес, который получил во время судебного процесса по делу Седьмой студии.
Естественно, что теперь все строят предположения — кто после Серебренникова может возглавить «Гоголь-Центр». В планах на новый сезон обозначены спектакли его учеников и только в конце одна работа его самого. И еще немаловажный вопрос: останется ли в ГЦ прежний директор (в данном случае Алексей Кабешев) для коммуникации с учредителем, то есть с Департаментом культуры? Той самой государственной структурой, которая финансирует «Гоголь-Центр» и без поддержки которой этот коллектив, как и другие, вряд ли могут существовать. Сам Департамент культуры отказывается комментировать информацию, полученную из анонимных источников.
Марина Райкина