Сериал французского режиссера Брюно Дюмона, безбашенного экспериментатора и исключительного эстета, перед широкой аудиторией прошел почти незамеченным.
Не помню другого такого случая, когда бы это было столь несправедливо!
Не помню другого такого сериала, который бы столь захватывал и восхищал. Остается жалеть: что это и не сериал почти, так, многосерийный фильм (4 серии по 50 минут). И это единственный минус. Четыре серии! И предельная насыщенность вообще всем - атмосфера, сюжет, смыслы, смех, страх, ужас и то самое "очищение".
В остальном, перед нами - живописное, гротескное полотно, вместившее в себя целый сонм жанров, аллюзий, подтекстов, но вместе с тем и легкое для восприятия произведение. Произведение, насыщенное солнечным светом, сочной зеленью и ничем не передаваемой радостью. Сюжет, насквозь прошитый тревогой, мраком, таинственными убийствами и замороченной детективной историей. И все это вместе. При том, что, конечно, все шиворот-навыворот: особенно у авторов удался гротескно-пародийный элемент, чего стоят только главные герои - детективы, не умеющие говорить, не умеющие, собственно, вести расследование, странные, спотыкающиеся, застенчивые и неприкаянные. Это смешно. Но это и не смотрится как комедия. Это грустно, но и не смотрится как драма. Это жизненно, но мы не на секунду не поверим в реальность происходящего.
Все начинается с убийства. Провинция (солнечные буколики вместо стильного кофейного городка "Твин Пикс") живет своей тихой жизнью, все друг друга знают, ни у кого никаких проблем, все немножко странный (чудаки из "Твин Пикса" здесь стали откровенными уродами в клиническом смысле этого слова), и вдруг - убийство. И если в "Твин Пиксе" это прекрасная иссиня-бледная Лора Палмер, то в "Малыше Кенкене" это женщина с отрубленной головой... дальше больше, жертва расчленена и "съедена бешеной коровой". Дальше больше - таких смертей уже несколько... каждое страннее странного, а помощник жандарма, как бы памятуя об инфернальных истоках всей этой истории при каждом удобном случае говорит о том, что-то вроде "дьявол нас всех охмурил".
Смешной дьявол. Смешное расследование. Жандарм мыкается по зеленой провинции, пытаясь дознаться, что к чему, какие связи есть между несколькими убийствами, ищет зацепки, знакомится с местными жителями, пытается воспитывать местных шалопаев и при каждом удобном случае стреляет в воздух. Потрясающий персонаж. Иллюзия детектива на протяжении первых двух серий еще может сбивать нас с толку, но вскоре мы поймем - тут нечто другое. Жандарм не знает ничего. Не может ничего. Он слепой котенок. Все его действия - этот самый поиск зацепок, попытка изобразить из себя Шерлока Холмса или на худой конец агента Купера - беспомощны и смехотворны. Он ни к чему не приходит и никогда ни к чему не придет. Он обескураженный, трогательный человек, страдающий заиканьем, многочисленными нервными тиками. Если Вы ждете ответов на вопросы и развязывания многочисленных узелков, Вы будете разочарованы... но и весьма удивлены.
Дюмон не детективщик, но это и не нужно. Дюмон - сказочник, шутник, мистик и пародист. Но по уровню атмосферы - это действительно на уровне "Твин Пикса" - ручаюсь. Побольше б серий, побольше б медийной раскрученности - этот фильм стал бы легендой.