Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Шинель. 200 лет без сносу

«Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта», — сказано Гоголем в «Шинели». Старый стиль на новый не меняем: не так уж быстро движется российское время, чтобы морочиться этими 12 днями XIX века.

По крайней мере на ходиках титулярного советника Башмачкина: вы замечали, что в России и часовые колеса Фортуны словно вращаются с разной скоростью для перемещения во времени особ разных классов? И оттого, верно, иной раз живут у нас разные классы и сословия ну точно в разных столетиях.

Отметим другое: Акакий Акакиевич родился почти под теми же звездами, что и сам автор «Шинели».

20 марта ст. ст., то бишь 1 апреля, 140 миллионов персонажей во главе с Городничим там, Городничихой сям и даже чиновными особами из Петербурга пышно (ну вплоть до конкурсов школьных сочинений!) отметят юбилей Гоголя.

У нас есть шанс помянуть 200-летиег-на Башмачкина несколько раньше.

«Что ты знаешь и думаешь о своем брате — маленьком человеке, Акакии Акакиевиче?» — спросили мы Станислава Рассадина, Юрия Норштейна, Юрия Роста и посетителей форума «Открыто.Ru». Вот что они нам ответили…

Отдел культуры

Юрий Норштейн:

Повесть Гоголя для меня как глава Библии

Когда читаешь Библию, притчи и сюжеты, которые «прошивают» эту великую книгу, то невольно соединяешь прочитанное с тем, что происходит в повести Гоголя, которая, мне кажется, по своей тайной философии является одной из глав Библии, как, например, книга Иова, которую мне бы хотелось снять. Просто «Шинель» случайно затерялась тысячи лет назад, а сегодня ее обнаружили. Такой масштаб гения. Чем больше входишь в эту повесть, тем больше понимаешь ее и человеческий, и надмирный характер, весь ужас того, что в ней происходит.

Когда задумывался фильм «Шинель», одной из главных тем мне виделась тема освобождения от суеты. Почему? Потому, что Башмачкин — монах, схимник. Среди людей, его окружающих, он единственный порядочный человек. Все лихорадочно суетятся, куда-то летят, рассказывают анекдоты, сплетничают. Только он сидит и работает. Конечно, он занимается пустым делом. Но хоть каким-то делом! С годами это ощущение всеобщей лихорадочной суеты усиливается. Даже кризис, который был абсолютно ожидаем, показывает, что все куда-то бегут, что-то хотят схватить, урвать — сейчас, немедленно!

А Акакий Акакиевич не суетится, потому что у него есть любовь. Любовь с буквами. Пока она только задумана, но я надеюсь, что ничто мне не помешает ее снять. У него будет роман с одной буквой, любовный треугольник, ревность. Он попадет в ситуацию сложных отношений, испытает от этого ужас, впадет в панику. И вот когда все приходит наконец к спокойствию и умиротворению — а они обязательно должны быть в «Шинели», — начинаются события, полные пронзительности и драматизма. Вообще-то все эти конструкции давно известны, особенно по музыке, которая не говорит о конкретном, но всегда «играет» на контрасте и отсылает человека к такому возвышенному, чего мы не можем вообразить в материальном мире. Когда я снимал некоторые куски «Шинели», то все время слушал квартет Шостаковича, посвященный памяти жены. Именно в этом квартете лирика сталкивается с беспредельным трагизмом.

Есть такая китайская поговорка-проклятие: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!» Конечно, периодически следует промывать русло реки, но в первую очередь от перемен почему-то страдает искусство. Не знаю, как на моих товарищах по цеху, но на мне крайне пагубно отразилось то, что произошло в стране за последние 20 лет. Наверное, это плата за то, что ты хочешь остаться самим собой. Как только ты пытаешься «подрифмоваться» под время, в конечном счете терпишь поражение. Как, впрочем, и в обратном случае: ты можешь потерпеть полное поражение, оставаясь самим собой или сопротивляясь тому, что тебя окружает. С «Шинелью» произошла именно такая история.

Мы начали «Шинель» при советской власти, и, должен сказать, тогда мне работалось гораздо лучше, чем сейчас. Свободнее, спокойнее. Я не думал о деньгах, о производстве, я думал только о творчестве. Тут сразу возникает вопрос: а как же цензура? Мне кажется, этой фразой сегодня часто пользуются спекулянты, потому что когда в 86-м году стали снимать фильмы с полки, оказалось, что в большинстве случаев ничего хорошего в них не было. Исключение составляет, конечно, «Комиссар» Аскольдова. Так вот, с «Шинелью» действительно произошла драма — многолетний перерыв. За это время умерли композитор Михаил Меерович, оператор Александр Жуковский. И наступило время партнеров — ужасное время. Исчезает чувство товарищества. А кино может делаться только товарищами, то есть людьми, которые являются частью тебя и частью которых являешься ты сам. Я как-то спросил Отара Иоселиани, а как во Франции, существует ли это забытое чувство там? Он ответил: «Если бы я не ощущал товарищества, то вообще не мог бы снимать».

Процесс работы над «Шинелью» так затянулся, что меня часто спрашивают: что все-таки важнее — процесс или результат? Путь важен, так как на нем мы многое для себя открываем. Результат важен как облегчение. Когда ты вошел в дом, снял со спины рюкзак и понял, что можешь расслабиться. То же самое и с кино. Хотя завершение фильма каждый раз — катастрофа. Почему бывает, что режиссеры умирают, закончив фильм? Напор силен, а релаксации никакой. Мне друзья как-то в шутку вручили приз «Золотая черепаха». «Черепаха», конечно, не золотая, а пластмассовая, но я ею горжусь. Потому, что чем медленнее двигаешься, тем больше видишь.

Сегодня физическая скорость рассматривается как приоритет времени. На самом деле — это потеря времени. Что могли бы написать великие путешественники, если бы за несколько дней проносились через всю Африку на машине? В конце концов, из чего состоит наша жизнь? Из подробностей. Именно эти подробности на самом деле делают нас людьми. Поэтому для меня так важно прописать подробности жизни Акакия Акакиевича. Сегодня готовы 2 части фильма. Это 20 минут тишины, потому что смонтированное изображение не озвучено ни музыкой, ни текстом. Черно-белое изображение для меня — это уход от соблазнов, что мне кажется важным в фильме о самом великом соблазне, которым стала шинель для Акакия Акакиевича.

Записала Ольга Шумяцкая

659


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95