Не скрою, общаясь с Бортником, в
В родном театре уже не занят (Любимов старые спектакли снял), а от современной киномакулатуры отказывается наотмашь. Предлагают кучу сценариев. Читает этот бред — и в помойку. Какие компромиссы, какие карьеры? Слова не из его поколения. Его поколение — война, Промокашка из «Места встречи…», Володя-Рыжий с ножом в кармане, а еще слово, еще честь, еще дружба. Дружба с Вовкой, который Высоцкий. Так что на сделку не пойдет.
«И кровь — фонтаном по всем стенам»
Встреча у «Спортивной». «Встаньте у магазина, я вас узнаю», — все равно как Шарапов встречался с Фоксовой Анькой: все знают, что Высоцкий Ваню Бортника — друга своего — на роль Шарапова метил. А такая была б дуэль, загляденье! Они же одинаковые… Надрыв, хрипотца, моща. Не вышло. Ну и черт с ним. Идем к Новодевичьему. Третий этаж, обычная себе квартирка, да только куда взгляд ни брось — Владимир Семенович. Даже на холодильнике его портрет.
— Если покопаться — сколько таких? Да не так уж много… и ранняя кончина его, и всё. Это даже святость
— Читаешь книги, интервью о Высоцком: одна лишь тема — пил, кололся… А откуда тогда такие песни, стихи, роли?
— Откуда? От верблюда. Почему? По кочану. Ну да, фильм недавно был — как он кололся. Что ж, никаких здесь тайн. Но
А насчет того, что «все время пил не просыхая», — откуда такие легенды глупые? Просто смешно. Вот сколько с ним были знакомы (долгие годы!) — по пальцам одной руки можно сосчитать, сколько раз вместе выпили. Одной руки! Он же часто по ночам работал, а я у него оставался. Володя звонил моей жене: «Таня, слушай, Ваня у меня останется. Всё-всё-всё, целую!» Так и проводили ночи напролет, безо всякой водки.
— До своего прихода на Таганку в
— Песни
— Поножовщины случались?
—
Я опустил руку в карман, достал брусок, которым коньки точат, пытался бросить, но брусок упал рядом со мной — уже обессилел,
— Ну и как с ним дальше?
— Да никак, рассосалось. Ну что — судить его? Да сейчас времена пострашнее. Убивают не задумываясь. А за все те годы, что я на Красносельской прожил, ни одного убийства не было.
Гамлет стал проверкой на вшивость
— Почему, поступив в ГИТИС, перешли в Щуку?
—
— О каких ролях стали мечтать?
— Ни о каких. Что дадут, то и играл. Лишь однажды, когда на Таганке Любимов ставил свой первый спектакль после возвращения — «Пир во время чумы», где я репетировал Моцарта, а Леонид Филатов — Сальери, я подошел к шефу и сказал: «Дайте мне Сальери!» Но Юрий Петрович только вздохнул: «Ваня… но он же Моцарта не сыграет». Так что какие мечтания? «Вот я хочу сыграть Гамлета!» Мало ли что я хочу! Чушь!
— Да, но именно Гамлета Любимов предлагал вам.
— Бросьте, играть Гамлета мне никогда не хотелось.
— И что это было — безвыходная ситуация или проверка на вшивость?
— И то и другое. Любимов говорит: «Я не хочу от него (Высоцкого. — Я.С.) зависеть! Мне надоели его постоянные отсутствия, его отъезды, он плюет на театр! И я не позволю ему это делать!» Мне: «Иди в репертуарную контору, возьми роль, начинай учить. Всё!»
— Приказ?
— Ну, разумеется. Я, конечно, сразу рассказал Володе, как только он вернулся из Парижска. Он: «Ну а х…, играй». Да какой «играй» — бред! Вот только представьте: Володя сидит у стены, наигрывает на гитаре, свет медленно гаснет, он идет на авансцену с пастернаковским — «гул затих, я вышел на подмостки…». Володя и гитара — вещи неразлучные. А я с чем выйду? С гуслями? Балалайкой? Смех. Да хоть и умей я играть на гитаре — все равно б отказался, разве в этом дело? Короче, не поддался на эту провокацию.
— А Золотухин согласился.
— Согласился. Может, правильно сделал. Не знаю. Будет вот Валерию 70, у него и спросите.
«По матери я — Горячкин, а фамилия прадеда моего отца — Лютый. Вот и думайте»
— Сейчас в родном театре часто бываете?
— Дважды в месяц. Жалованье получаю. Старые спектакли Любимов снял. В новых я не занят. Ролей нет.
— Нет, просто принято — когда у человека юбилей, давать ему большую, бенефисную роль.
— Да ну, о чем вы. Были бы у нас нормальные отношения, а так…
— А почему с Любимовым ненормальные отношения?
— Не знаю.
— Почему постоянно отказываетесь от ролей в кино?
— Присылают с курьером сценарий (это по
— Так нетипично это. А ради карьеры?
— Какая карьера? В жизни об этом не думал. Ну стал «народным», замечательно. Или фотографию в одном журнале подписали: «Бортник, любимец миллионов». Теперь как кто наедет — сую эту фотографию: «Я — любимец миллионов, отвалите».
— Да ради денег!
— Да ну что вы? Не могу через себя переступить. Упаси Господь. Стоит только начать, а дальше — пошло-поехало. Дрянь вся эта… Ну нереально это для меня,
— А с «Шарашкой» как получилось? Вас же Любимов на роль Нержина (прообраз Солженицына) назначил.
— Да, позвонил мне домой (что вообще нонсенс), сказал: «Иван, я прошу тебя собраться, бросить свои фокусы, даю тебе Нержина».
— «Фокусы», связанные со спиртным?
— И это тоже.
— То есть на Таганке за это не увольняли?
— За это он вообще никого не уволил. Ведь на Таганке кого ни возьми… Но
А с «Шарашкой»… ну, собрался, с трудом перечитал «В круге первом». В свое время дома, под подушкой, на папиросной бумаге, проглотил его буквально за две ночи, пряча от домашних. А здесь с трудом переварил все это многословие — довольно бессюжетная вещь. Три месяца репетировали — и три месяца шло неприятие. Утро начиналось со скандала. На ровном месте. Хотя я вел себя идеально. От Любимова неслись нелепые обвинения. Я тоже заводился, начинал дерзить.
«В книге о Промокашке всего-то и сказано: «молчаливый парень в кепке-шестиклинке»
— Ну как без Промокашки в «Месте встречи…»? Итак, Высоцкий очень хотел, чтобы вы играли Шарапова.
— Нельзя было. Говорухина просто вызвали наверх и сказали: снимай Конкина. А мне достался Промокашка. Я уж потом, спустя много лет, встретился с Аркашей Вайнером: «Аркаш, что ж вы с братцем мне слова ни одного не дали?» — «Как ни одного слова? Не может быть!» Они судили о книге своей уже по фильму, где я всю роль придумал с нуля. А у них
— А хорошо, на ваш взгляд, сыграл Конкин?
—
— Они с Высоцким ссорились на съемках?
— Володя на площадке не показывал свое неприятие партнеру.
— Так все-таки неприятие?
— Полнейшее. Да ну, я этот фильм не смотрю уже много лет. Хотя напоминают. Однажды в метро стою, входит
— Как не уважать, блестящие ходы. Взять хотя бы песню «А на черной скамье…», что затянули в финальной сцене ареста банды.
— Ну да, душещипательная история в песне, как «в семье прокурора без утех, без отрады жила девушка Лиля с золотою косой». Сцена так снималась. Мы с Володькой подъехали, Говорухин кричит: «Ваня, быстрее одевайся, свет уходит!» А потом: «Слушай, придумай что-нибудь, я смотреть на них не могу: выходят из подвала — пистолеты в снег, руки вверх, всё одинаково!» Вот пока я переодевался, наматывал шарф, натягивал сапоги-прохоря, то и придумал этот выход, ставший для всех полной неожиданностью. Володя откровенно потерял серьез, заулыбался, в кадре так и осталось. А еще, проходя мимо, я плюнул ему, Жеглову, в лицо со словами: «Ну ты, падла, морда мусорская!» На роль конвоиров Говорухин настоящих милиционеров-пенсионеров взял, войну хлебнувших, так они про актерские функции забыли, руки мне стали заламывать. В итоге все это вырезали — замминистра МВД Никитин, консультант фильма, сказал: «А это что за персонаж? Уберите. Не то завтра в каждом дворе будет стоять по Промокашке».
— Настолько заразителен. Спасибо, что хоть от этой роли не отказались.
— Ну, что сыграно — то сыграно. Как Ульянов однажды сказал: «Ваня, ну что после нас останется? Кучка пожелтевших рецензий». Можно, конечно, поспорить, а впрочем…
Ян Смирницкий