«С 25 августа по 1 сентября вся страна сидит в аэропортах. Я на предыдущей должности когда был [с 2004 по 2012 год он занимал пост министра транспорта РФ], все время спрашивал — почему нельзя сделать «плавучее» начало учебного года? Почему надо с 1 сентября всей стране прийти в школу?»
В связи с этим он предложил вынести этот вопрос на Госсовет и принять изменения на уровне законодательства. Также Левитин рекомендовал отложить начало учебного года профильному ведомству Воронежской области. Местные чиновники ответили, что теоретически это возможно, сообщает РБК.
Конечно, возможно! И никаких законодательных изменений не нужно.
И это предложение так и прошло бы незамеченным, если бы его тут же не стали комментировать политики и министерство вынуждено было аккуратно отреагировать: «Вопрос о начале учебного года на сегодняшний день довольно сложен, будет стрессовой ситуацией для многих наших сограждан: и тех, кто учится, и тех, кто работает в образовательных учреждениях. Для каждой российской семьи. Мы полагаем, что это негативно скажется на учебном процессе», — сообщила изданию Lenta.ru Наталья Третьяк, первый заместитель министра. А в некоторых регионах вызвались в экспериментальном режиме проверить эти изменения.
И никто не сказал: «Подождите! Это же не наш вопрос! Это школа решает, пусть родители и учителя это обсудят!»
Для меня здесь ключевой вопрос не в самом переносе сроков каникул, а в том, что видные государственные деятели из высшего руководства страны обсуждают систему школьного образования как советскую — когда все решения о школьной жизни принимались исключительно в цк кпсс, правительстве или, на худой конец, в министерстве.
Больше всего пугает, что этот вопрос предлагается обсуждать на заседании Госсовета, то есть предполагается, что члены Госсовета и президент станут обсуждать вопрос, прерогатива решения которого… принадлежит школе. И это действительно пугает, потому что свидетельствует о том, что в высшем руководстве страны нет четкого представления о том, какие вопросы следует ставить и решать на уровне государственной власти, какие следует регулировать на уровне принципов, а конкретные решения должны приниматься на уровне самой школы. А это означает, что система слабоуправляема — потому что большие руководители отвлекаются не на свои вопросы, а свой функционал упускают.
Если коротко, то логика регулирования начала учебного года в законе такая: календарный учебный график (в том числе и начало года) — часть образовательной программы, а сама образовательная программа — компетенция образовательной организации. Следовательно, и начало учебного года — компетенция образовательной организации.
Работники образовательной организации имеют право на участие в разработке календарного графика, при этом компетенция коллегиальных органов управления школой определяется уставом. А в состав этих органов входят, как правило, и учредители. Следовательно, через них может быть обеспечено влияние учредителя на установление календарных графиков.
При этом очень любопытна статья 13 п. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ»:
«Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Господа: «Не вправе»!
Право на самостоятельное решение школой вопросов продолжительности учебного года косвенно вытекает и из подпунктов 1, 6 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно им, «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся… иных локальных нормативных актов;
<...>
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации».
Помимо того норма, более точно регламентирующая вопрос начала учебного года, содержится в приказе Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Там есть упоминание о начале учебного года с 1 сентября, но там еще сказано о возможностях переноса и о том, что: «Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно».
Господа: «Самостоятельно!»
В течение последних 15 лет в России сложилась система государственных норм, основанных на самостоятельности школ в рамках закона и стандарта.
Мне кажется важным на заседании Государственного совета, посвященного школе, который планируется провести осенью, принципиально определиться:
— либо школа остается самостоятельной и в ее компетенции вопросы об утверждении образовательной программы, штатного расписания, системы оплаты труда, финансово-хозяйственной деятельности и другие;
— либо это признается ошибочным направлением, и мы возвращаемся к тотально централизованной системе управления школой, когда, например, в один и тот же день в Южно-Сахалинске и Калининграде на уроке географии проходят одну и ту же тему. А если нет — это грубое нарушение!
Самостоятельность школы — это закон. Как можно управлять, не видя закона?
Александр Адамский