Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Школа столичная уровня отличного

Американцы учат своих детей по переводам материалов Московской олимпиады школьников

Больше половины всех победителей и 40% призеров высшего этапа Всероссийской олимпиады школьников — москвичи. Причем учатся они не в обособленных «инкубаторах для избранных», а повсеместно, включая самые что ни на есть спальные районы. Да что там говорить, если добрая половина столичных выпускников этого года окончили школы, взрастившие таких олимпийцев!

Впрочем, почивать на лаврах достигнутого в Москве не собираются. В следующем учебном году столичных школьников ждут такие новшества, как театральные уроки и театральные субботы, расширение сети футбольных кружков и секций, причем, возможно, с правом учитывать спортивные достижения вне школы в качестве оценок за школьную физкультуру. Но обо всем по порядку.

 

Фото: агн «москва»
 

Мало кто помнит, но Московская олимпиада школьников гораздо старше всероссийской: ту создавали позже по образу и подобию московской. Мало кто знает, что задания Московской олимпиады, подготовленные до войны, до сих пор переводят на английский язык для обучения американских школьников. Так что последние олимпийские успехи московских ребят возникли не на пустом месте.

— Мы посчитали, что в этом году почти половина ребят окончили учебные заведения, в которых есть победители или призеры Всероссийской олимпиады школьников — 333 московские школы. А в 2011 году таких школ было 14% — всего 230 более чем из 1,5 тысячи, — уточнил директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. — Таким образом, теперь каждый московский школьник имеет возможность расширять свой талант рядом с домом, в своей самой обычной школе. Причем стать победителем и призером олимпиад можно по огромному количеству направлений, а сделав это, потянуть за собой всю школу: школе есть на что равняться.

От математики до театров

Есть на что равняться в Москве и помимо олимпиад. Так, ребята, по словам главы столичного Департамента образования Исаака Калины, «с интересом приняли идею предпрофессиональных классов, благодаря которым они начинают понимать, что представляет собой та или иная профессия, и делают затем осознанный выбор. Главное же, что, отучившись там, они выигрывают в любом случае. Убедившись благодаря обучению в предуниверсарии в предпрофильных классах в правильности своего выбора, они получают возможность успешно поступить в выбранный вуз или колледж, а затем стать хорошими специалистами. Если же за два года обучения в предпрофильном классе они окунулись в работу — например, прошли практику в клиниках — и поняли, что не хотят этим заниматься всю жизнь, они тем самым спасаются от неверного выбора, а общество — от случайных людей в профессии.

Задаче более точной «подстройки» интересов столичных школьников служат и набравшие популярность у москвичей «Университетские субботы». Со времени своего появления проект заметно разросся — причем как по количеству участвующих в нем вузов, предприятий и учреждений культуры, так и по числу посетителей. Если раньше на субботние лекции в основном являлись школьники, то вначале к ним присоединились родители, затем учителя, а с этого года неожиданно для организаторов валом повалили и студенты. С будущего же года, уточнил Калина, к нынешним добавится еще одна новая «Университетская суббота»:

— По итогам обсуждения с руководителями театра, наверное, появится еще один проект — «Театральная суббота».

Роль театра в освоении школьной программы в новом учебном году вообще заметно усилится: школьников ждут «театральные уроки», бесплатные для учащихся, но, как и все прочие проекты, оплаченные из городской казны. Впрочем, «посещение театров московскими школьниками не предполагает никакой обязаловки ни для детей, ни для школ. Это — возможность, которую ни в коем случае нельзя превращать в повинность! — особо подчеркивает Калина. — Леонид Михайлович (вице-мэр Москвы Печатников. — «МК») просил театры серьезно отнестись к формированию перечня спектаклей, который будет предложен школам. Думаю, что по некоторым предметам в результате таких уроков вырастут образовательные результаты, например по литературе, по истории. Через спектакли ребята смогут понять многие вещи гораздо быстрее, чем двигаясь другими путями. Так, олимпиада «Музеи, парки, усадьбы», например, серьезно повлияла на ребят, помогла им лучше определиться».

Другое новшество нового учебного года в Москве — проект «Математическая вертикаль». Но речь здесь идет не о создании новых математических спецклассов, а об изучении математики, необходимой для всех других предметов: информатики, физики и т.п. И желающих ею заняться, сообщил Ященко, немерено: «Огромное желание учителей преподавать в проекте, несмотря на то что надо проходить обучение и сдать сложное тестирование. А ребята написали пригласительную работу в декабре и входную работу в апреле, и родители теперь очень хотят, чтобы в школах открылось это направление. Движуха огромная! Я уверен, что будет несколько сотен классов, порядка 300 школ».

Физкультура станет совсем другой

Со временем изменится и школьная физкультура, дал понять Исаак Калина:

— Собственно, физическая культура должна быть сформирована у детей до 8-го класса. И если это произошло, то класса с 8-го наши уроки по этому предмету, особенно в больших школах, могли бы превратиться в уроки-секции и идти в том направлении, который выбрал сам старшеклассник, оставляя, разумеется, при этом возможность перехода из одного урока-секции в другой. Должна остаться и секция общей физической подготовки, которая не привязана ни к одному виду спорта. Кроме того, я уверен, мы обязаны — и инструмент Московская электронная школа дает нам такую организационную возможность — начать засчитывать в качестве занятий по физкультуре старшеклассникам их серьезные занятия в спортивных секциях вне своей школы — в спортшколах. А то сегодня сплошь и рядом случается, что школьное физвоспитание может всерьез мешать старшекласснику-разряднику: завтра, скажем, у него ответственная игра, а сегодня в школе он бежит лыжный кросс в 5 км, который «сажает» ему ноги. Кстати, накануне мы встречались с представителями Московской федерации футбола и договаривались об этом. Договаривались мы и о том, чтобы открывать в Москве больше футбольных секций. Вот только с идеей зачетов в школе достижений «на стороне» надо свыкнуться и учителям физвоспитания, и завучам, и родителям.

ЕГЭ для учителей

Школа без учителя — и в самом деле ничто. Поэтому особое внимание в городе уделяется тем, кто учит здесь детей. Педагогов, уже работающих в школах столицы, упрощенный московский вариант федеральной процедуры аттестации ограждает от ненужных потерь нервов, сил и времени при выполнении этой процедуры, рассказал Исаак Калина в интервью «МК»:

— Мы во многом упростили процедуру, благодаря тому, что у нас есть великолепная информационная система, позволяющая видеть динамику результатов школьников, которых учат московские учителя. Пусть вначале это были очень слабые результаты, а благодаря их работе стали слабыми. Или были слабыми, а стали нормальными, от нормальных перешли в хорошие, от хороших — в отличные, а от отличных в выдающиеся. Главное — прогресс! Ничего другого, кроме хорошей работы, дающей приращение результата, нам от учителей не надо! Поэтому надо сделать все, чтобы сберечь время учителя и уважительно к нему относиться!

А вот войти в когорту московских учителей «на автомате» практически невозможно: для этого обычно надо сдать так называемый ЕГЭ для учителей.

— Московские учителя могут попробовать сдать этот экзамен при желании, — разъяснил суть дела Калина. — А вот немосковским, которые хотят попасть в московскую школу, при наличии возможности выбора директора школ, как правило, предлагают такой «фильтр», через который кто-то проходит, а кто-то и нет. Не будем забывать: директор школы обязан защищать своих школьников от малопрофессиональных людей. Поэтому процедура, которая позволяет стать московским учителем, сейчас традиционная. Учителя с результатом ниже среднего никто не возьмет. Да я и сам не верю, что можно стать хорошим учителем, не зная предмета.

Автор: Марина Лемуткина

Источник

360


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95