Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Школа, стоящая на трёх китах

Как родители, школьники и учителя дружно ломают образование

Говоря о школе, об учителях, учениках и их родителях, мы забываем о том, что на любую проблему нужно взглянуть как минимум с двух точек зрения. Но лучше, конечно, количество этих точек многократно увеличить.

Учителя

Их основной тезис звучит, как «Дети нынче уже не те, их просто невозможно учить». Говорят это, как правило, учителя, трудовая книжка которых гуляет по различным школам (или лежит и пылится в одной) уже более 20 лет. Оно и не удивительно, ведь этим опытным, зрелым, мудрым людям приходится учить уже совсем другое поколение.

И, с одной стороны, мы можем пожалеть тех, кто попросту не может подстроиться: научиться подавать информацию более интерактивно, включать элементы игры, изменить систему ценности или, как минимум, научиться работать с новейшими технологиями. Но, с другой стороны, можно ли по-прежнему считать таких учителей профпригодными.

Ответ: да, конечно же, можно. Однако есть одно очень значительное и весомое «но»: они учились и получали свой первый трудовой опыт в качестве совсем других учителей для совсем других детей в совсем других школах. Отличия, появившиеся за пятую часть века, можно было бы перечислять очень долго. Но нужно знать не сами отличия, а то, что они коренным образом изменили систему образования, и теперь к этой системе нужно подстраиваться. Либо дать дорогу молодым, а самим примерить несколько иную роль.

Вложение в голову знаний, умений и навыков (ЗУН) при помощи заданий из учебников, рабочих тетрадей и дополнительной хрестоматийной литературы, к сожалению, больше не работает. Но не потому, что дети стали хуже, тупее или сложнее, а потому что они стали другими. Эти дети (под «этими» детьми мы понимаем, как правило, поколение Z) больше не могут впитывать ЗУН, как их предшественниками. Но это из-за того, что они росли в другом мире — цифровом, информационном. Учебники, когда есть поисковая система с миллиардами сайтов? Серьёзно? Это всё равно, что продолжать писать на глиняных табличках, когда есть тетрадка и ручка. Но всё же дети не без своих недостатков.

 

Школьники

Да, у этих сорванцов уже совсем другое мышление. Они, несомненно, могут с трёх лет свободно использовать мобильные технологии для игр и развлечений. Уже к 6-7 годам, когда им предстоит пойти в первый класс, они могут найти и установить любое необходимое им приложение, свободно владеют компьютером (преимущественно, конечно, с целью развлечения) и начинаются привыкать к подобному образу жизни.

Не делать этого они попросту не могут. Во-первых, они живут в Мире, где уже чуть ли не половина всех важных процессов осуществляется при помощи компьютера. Во-вторых, они берут пример со своих родителей, которые проводят свой досуг аналогичным образом: несколько часов в WhatsApp, несколько в «Одноклассниках», часть из этого по работе, а часть — неумение отказывать себе в развлечениях. Вот и ребёнок перенимает эти привычки.

А потом его сажают за парту, выдают полный набор «инструментов» и начинают учить так, как учили его родителей. Но посади сейчас этих же родителей за эти же парты — они и один учебный день не просидят так, как они хотели бы этого от своих детей: внимательно слушая, отвечая на каждый вопрос и не залезая в телефон.

Детям же тоже всего этого не хочется. Почему они должны идти по сложному пути, если уже заранее знают путь простой? Пусть они ещё не так эрудированы, как учителя и взрослые, пусть зачастую они ошибаются, пусть у них не так хорошо развито внимание, как у старших — они априори лучше приспособлены к современному миру, потому что родились и развивались в нём как личности. И они определённо будут нужнее в нынешней системе ценностей, поскольку они лучше знают, как устроен информационный мир.

Главной же проблемой, связанной с детьми, можно считать их поведение. И тут уже сам чёрт ногу сломит в поисках причин, по которым эта проблема возникает. Может, неправильно воспитание родителей, которые росли в 90-х. Может, это происходит, потому что дети видят ту огромную разницу между ними и учителями, которая мешает нормальному взаимодействию и взаимопониманию. Трудно сказать.

Наверняка можно утверждать только то, что раньше к учителям было гораздо больше уважения, а сейчас они теряют свой авторитет перед школьниками.

Усугубляют ситуацию родители.

 

Родители

Если мы перенесёмся в то недалёкое прошлое, когда за школьными партами сидели сами родители нынешних школьников, то обнаружим, что учитель тогда был очень уважаемой персоной, как среди обучающихся, так и среди их родителей. Директор был чуть ли не самым главным аргументом практически в любом споре ребёнка с преподавателем, потому что попасть в кабинет к этому грозному человеку никто не хотел. Школьник мог быть отчислен из школы, выгнан из пионеров и лишён хоть немного радужного будущего (это, конечно, всё утрировано и грубо говоря). Так что персона учителя была неприкосновенна. А что происходит сейчас?

Быть учителем сейчас чуть ли не самое опасное занятие, которое можно придумать. С одной стороны, у тебя дети, за которыми нужно неустанно следить, чтобы они не навредили себе, своим сверстникам или кому бы то ни было ещё. С другой — родители, которые за самую маленькую царапину на руке ребёнка готовы затаскать вас по судам. Прежде чем поставить ребёнку отметку ниже «Отлично», нужно заранее продумать, как объяснить эту оценку родителям.

Наконец, положение усугубляет руководство школы, которое в девяти из десяти случаев будет на стороне детей и их родителей, а учитель же получит очередной штраф и выговор.

Возможно, причиной такого контраста можно считать некую затаённую подсознательную обиду на учителей, как раз за то, что в их детстве вступаться за них было некому. Вот они и решили, что своим детям такой судьбы не желают, и стали самыми настоящими защитниками для своих детей, даже когда эта «защита» им вовсе не нужна.

А в результате страдает не только авторитет учителя — поскольку ребёнок видит, что в случае недовольства может нажаловаться родителям, — но и вся система обучения, поскольку между учащимся и учителем нет того необходимого контакта, который особенно нужен сейчас, при взаимодействии двух поколений.

В любом случае, кто бы ни был виноват, решать эту проблему односторонне бессмысленно — это только усугубит ситуацию. Необходимо найти консенсус, благодаря которому учителя смогут работать с детьми нового поколения, те, в свою очередь, проявят уважение к учителям, а родители продолжат выполнять свою естественную и традиционную роль.

Роман Морозов

315


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95