Сейчас тусовка про чуть промелькнувшего в телесериале актера восхищенно молвит: ну, брат, ты великий! Сейчас все мельчает и обесценивается. Но, слава Богу, есть еще непоколебимые глыбы, столпы. Вячеслав Тихонов велик
Но и к великим приходит старость. Нынче Тихонов чурается людей, не выходит в люди. Он остался наедине с самим собой. В фильме Эльдара Рязанова «Андерсен» он сыграл Бога. Куда уж дальше? 8 февраля Вячеславу Васильевичу Тихонову исполняется 80 лет. Накануне юбилея актер-легенда нашего кино дал интервью «МК».
— Вячеслав Васильевич, как вы сейчас себя чувствуете?
— Ну как может себя чувствовать пенсионер на
— В смысле здоровья, конечно.
— Ничего, держусь. Надо держаться. У меня тут на даче домашний детский сад. Внуки скучать не дают. Так что приходится уже жить ради этого. Я и построил свою дачу, чтобы семья здесь могла жить. Вот думают: а, у него дача, он там лежит, книжки почитывает, гуляет. Но так уже не получается. Здесь живет семья Анина: Аня, Коля, двое мальчишек замечательных и няня еще плюс ко всему. А
— Вячеслав Васильевич, вы богатый человек?
— Бога-
Самая первая моя картина — «Молодая гвардия». Там из моих друзей, с кем я учился, снимались еще Сережа Гурзо, Володя Иванов, который играл Олега Кошевого, Нонна Викторовна… За фильм они стали лауреатами Сталинской премии. А потом уже появился Станислав Ростоцкий, который вопреки всему предложил меня на главную роль в фильме «Дело было в Пенькове». Художественный совет сначала меня не утвердил. Но во
«Штирлиц — моя гордость»
— И все-таки считается, что главная ваша роль — штандартенфюрер Штирлиц. Но, может, в дальнейшем Штирлиц стал для вас проклятием — ведь вам, разностороннейшему актеру, трудно уже было выйти из этого положительного образа?
— Я не могу сказать, что роль разведчика Максима Максимовича Исаева стала моим проклятием. Проклятием может быть роль, которую неудобно и стыдно вспомнить. А здесь мы снимали очередную картину о разведчиках по Юлиану Семенову. Замечательных актеров набрала Татьяна Михайловна Лиознова! С ними было так легко. Чем лучше тебя окружают артисты, чем они глубже, интереснее, тем больше и ты в себе открываешь
— А вы много знаете анекдотов про Штирлица?
— Ну вот, Саша, мы с большого высокого искусства переходим на анекдоты. На хрена нам это надо! Я никогда их не записывал, в отличие от Юры Никулина. Когда мне в очередной раз рассказывали эти анекдоты, я делал вид, что мне смешно,
«Я с властью не общался»
— После «Семнадцати мгновений…» у вас была космическая слава. Скажите, пожалуйста, как нужно дружить с головой, чтобы остаться при том приличным, нормальным человеком?
— Никакой славы ни тогда, ни сейчас я не чувствовал, и меня это не интересует. Меня устраивало, что картину с удовольствием смотрят. Да, узнают на улице, но это лишь значит, что на данном этапе я выполнил свою миссию. И мне было радостно на душе. Не надо мне никакой славы, лишь бы была работа, лишь бы были здоровы мои внуки и лишь бы в нашей жизни было все как идет, по нарастающей, с улучшением, с ускорением. Чувствуется, все лучше становится жить. Может, с
— Странно. Многие люди вашего поколения, наоборот, хают эту новую жизнь на чем свет стоит. А тем более вы, который в советское время был привилегированным актером, партийным, если вас, конечно, это не обидит.
— Я с властью не общался, а общался по жизни только с простыми людьми. На улице, с соседями, с друзьями. Я никогда в жизни не стремился быть партийным актером. Хотя недавно в предвыборную кампанию меня приглашали
— …Государственной думы.
— Ой, спасибо, а то я не знаю, как это называется. Когда я недавно лежал с инфарктом в ЦКБ, ко мне никого не пускали. Но вот одному человеку я разрешил, чтобы его впустили. Он пришел ко мне в палату…
— Это был Путин?
— Нет, категорически нет. Это был один из руководителей фракции в Государственной думе. Называть не буду, не хочу. Но я не имею права ругать эту жизнь и восхвалять то, что было. Я и в советское время собирал бутылки, чтобы хоть
— Простите, но какая у вас пенсия?! Тысяч
— Может, даже меньше. Я не считал. Но получишь, и на расходы хватает — от пенсии до пенсии. Я не стремился быть богатым, но и бедным себя не ощущал. Я этим не озабочен.
Вот с удовольствием читаю вашу газету.
«И предательства были»
— Скажите, пожалуйста, с Нонной Викторовной Мордюковой вы сейчас хоть
— Мы вместе учились, и у нас обоих первая картина — «Молодая гвардия». И даже сын родился, Володя, к сожалению, рано он ушел. Но потом нас развела жизнь, творчество. Я стал играть князей, а Нонна Викторовна деревенскую тему разрабатывала. Она прекрасная, замечательная актриса. Но жизнь уже прожита, и ничего не вернешь назад. То, что мы в свое время расстались, — я не жалею об этом. Было много и замечательного, и горького, и обидного. И предательства были.
— Но вы с Нонной Викторовной очень разные люди.
— Это правда. Было время после нашего развода, когда мне негде было ночевать, и я жил у друга. Денег не было, большой зарплаты тоже, и занять было не у кого. Но занять пришлось… у самого себя. Когда я снимался в картине «Две жизни», мне предложили купить машину. Поставили в список в очередь на «Москвич»
— Но у вас же супруга, дочь, внуки…
— Есть одиночество физическое, но есть еще и духовное. Я сейчас живу воспоминаниями того доброго, что было в моей жизни, в детстве с родителями, в юности и потом уже в работе. А теперь почти все близкие по духу мне люди ушли, а я еще задержался.
— Вы часто вспоминаете своего сына Володю? Он же был красавец, талантливый артист…
— У каждого человека написана на роду своя судьба. Есть причины, о которых распространяться не стоит. Он так рано ушел, к сожалению. Да, данные у него были неплохие, которые он унаследовал от отца, видимо, и от матери. Вот нет Володи, а может быть, он мне бы сейчас
— Вячеслав Васильевич, вы не чувствуете себя старомодным человеком?
— Но я же не могу быть иным, какой я есть — такой есть. Такими были мои предки, которых я помню, и я таким остался. Я иду вместе со всей страной, которая живет, растут наши дети, и, надеюсь, все будет о`кей!
«Личная жизнь папы — большая загадка»
Анна Тихонова — дочь Вячеслава Васильевича от второго брака. В лихие
— Ваши первые воспоминания об отце?
— У меня все смешалось: то ли я сама помню, то ли воспоминания навеяли старые пленки… Вот мне три или четыре года, мы гуляем в
— После фильма «Семнадцать мгновений весны», прошедшего по ТВ в 1973 году, вы, тогда совсем еще маленькая девочка, помните бешеную популярность, свалившуюся на Вячеслава Васильевича?
— Да, конечно, пройти с ним спокойно нигде нельзя было. А как только люди узнавали, кто я, сразу начинали на меня глазеть, перешептываться. Мне становилось не по себе. Хотелось скорей слинять. Было очень тяжело в то время. А сейчас, с годами, все уже не так, иначе, да и ажиотаж не такой, как тогда.
— Судя по тому, что вы часто жили у дедушки с бабушкой, то были лишены постоянного общения с Вячеславом Васильевичем. Он интересовался вашими школьными делами, отметками?
— Он никогда не спрашивал у меня отчета о моих оценках. Да я и сама училась хорошо, а еще занималась музыкой, танцами. Зато на даче папа преображался — играл с моими друзьями в вышибалы, футбол. Это был праздник!
— Но когда вы уже стали девушкой взрослой и самостоятельной, наверняка конфликтовали с отцом?
— Сильных расхождений я не помню. Да, я любила пошалить, но не слишком. Старалась домой приходить не очень поздно. Папа держал меня не в ежовых рукавицах, но в рамках. Наоборот,
— Вы знакомили его со своими молодыми людьми?
— Он их всех знал. Друзья приходили домой, приезжали на дачу, и он с ними нормально общался. Он не вдавался в подробности, но ко всем присматривался. Был, правда, случай на съемках, когда мы вместе снимались, и один актер начал со мной заигрывать. Вот тут папа не грубо, но жестко это пресек, сказал ему пару слов
—
— Он и замкнутый, и в себе. Это все одно с другим сочетается.
— Что, он такой спокойный, тихий даже человек, и никогда не мог раздражаться, кричать?
— Мог. Он человек взрывной и очень темпераментный.
— То есть он из тех, кто долго носит обиду, боль в себе, а потом в момент может это с гневом выплеснуть? Тогда Вячеслав Васильевич опасный человек.
— Да, опасный, и это бывает очень тяжело. Вот мама у меня другая. Если ей что не нравится, она тут же об этом скажет. Папа же будет долго терпеть, но потом, когда это перельется… В детстве я всегда боялась таких моментов, когда он начинал шуметь, повышать голос. Когда это случается, из него идет такая бешеная энергетика! Это страшно.
— А за что же это он так на вас набрасывался?
— Однажды была история, когда я его обманула: сказала, что поеду к подруге, а сама отправилась на свидание со своим парнем, который через несколько лет стал моим мужем. Тогда я уже в институте училась. Папа позвонил подруге, а меня там нет. Когда я пришла, он мне учинил жуткий разнос.
— Но
— Я же обманула папу, поэтому сама виновата, ведь он за меня волновался. Надо было сказать все как есть.
* * *
— Вы общаетесь с Нонной Мордюковой?
— Нет. Но я отношусь к ней с уважением, потому что это не столько даже бывшая жена моего отца, но мать моего брата. Брата Володю я очень любила, хотя не могу сказать, что мы часто общались. Я Нонну Викторовну никак не могу ни обсуждать, ни осуждать. Если мы
— С Володей вы встречались у вас дома?
— Да, он приезжал, пил чай, рассказывал, как учится в институте. Он Щуку закончил. Говорил мне: «Вот, сестра, закончишь школу, поступишь в наш институт…» Рассказывал, чему меня будут учить, показывал этюды. Мне он очень нравился, хотя я его немножечко побаивалась. Володя казался мне большим, с таким низким мужским голосом. Он же меня старше на шестнадцать лет. Когда я поступила во ВГИК, я решила, что уже выросла и теперь могу подружиться с Володей. Но через несколько дней, к сожалению, его не стало. Мне очень жаль, что случилась эта трагедия. Может, если бы мы чаще общались, этого не произошло.
— Вячеслав Васильевич много общался с Володей?
— Общался, но не при мне. Когда Володя к нам приходил, мы сначала с ним говорили, а потом он уходил к папе в комнату, и дверь закрывалась. О чем они разговаривали, не знаю. Иногда
— В чем причина его смерти?
— Ну что об этом говорить. Я никогда не видела Володю в состоянии опьянения. Возможно, его гибель связана с наркотиками, но точно этого сказать я не могу.
— Как Вячеслав Васильевич пережил смерть сына?
— Эта тема закрыта, она живет глубоко в нем. Это трагедия для отца. Ведь Володя жил с ним до 15 лет. Он его вырастил.
— Вашему папе хорошо наедине с собой?
— Думаю, да. Он читает много, все время
— Когда я сказал в редакции, что еду на дачу к Тихонову, многие коллеги мне говорили: «Какая же у него несчастливая личная жизнь». Какие у Вячеслава Васильевича сейчас отношения с вашей мамой?
— Жизнь прожить не поле перейти. И любовь была, и сложности.
— Что вы имеете в виду? Люди прочтут и подумают, что речь идет о
— Все возможно. Речь идет о прошлом. Пусть думают что хотят. Просто я не хочу, чтобы возникло впечатление, будто его личная жизнь несчастна. Да, было в ней много тяжелого. Но и много радостного.
* * *
— Пик популярности у Вячеслава Васильевича ушел вместе с Советским Союзом. Но он пользовался
— К сожалению, не
— Вы были с папой за границей?
— Да, в Китае и во Франции. В Китае он очень популярен, его там на улицах все узнавали.
— Какие у Вячеслава Васильевича отношения с зятем, то есть с вашим мужем Колей?
— Хорошие. Они все время выходят с ним покурить на крылечко, поболтать. Он с ним общается сейчас гораздо больше, чем со мной.
— За что же он
— За то, что дети, наверное, скоро разломают всю дачу. Такие они буйные. Им по два года и семь месяцев, и названы они в честь своих дедов — Слава и Гоша. Вячеслав Васильевич хочет, чтобы я их строже воспитывала. Но я так не могу и не хочу.
— А он ворчит на внуков?
— Он с ними разговаривает
* * *
— Иногда с возрастом человек становится невыносимым, все время брюзжит, всем недоволен. А бывает наоборот, к старости люди становятся мудрее, добрее и даже современнее. Вячеслав Васильевич в каком направлении развивается?
— Раньше у него были разные увлечения: рыбалка, за грибами мы ходили. А сейчас от всего себя оградил. Никуда не выходит. Общения он избегает. Наверное, пресытился этим в молодости.
— И что, даже не гуляет?
— Нет, почему, выходит на берег речки… Мы с ним на рынок в Одинцово выезжаем — там его все узнают, сбегаются, дарят фрукты, овощи. Ему это приятно. Но вот
— Попсу?
— А почему нет? Он так отдыхает.
— А как великий артист живет в плане материальном?
— Выходят фильмы с его участием, а никаких денег он за это не получает. А еще в Москве открылись два ресторана «Штирлиц», но никто даже разрешения не спросил, не предложил хоть
Александр Мельман