В уходящем 2012 году лексикон москвича пополнился двумя новыми транспортными терминами — паркон и паркомат. Власти всерьез взялись за решение проблем с парковками: что ни слово — то реформа. В апреле столичные улицы начали активно патрулировать специальные автомобили, фиксирующие нарушение правил парковки, с июля повысили штрафы до трех тысяч рублей, а в ноябре стартовал пилотный проект по организации платных парковок на улицах в центре Москвы. Жители столицы в целом поддерживают попытки московских властей нормализовать дорожную ситуацию в городе. Ровно до тех пор, пока не столкнутся с последствиями транспортных реформ лично*…
Как это устроено
Вообще-то все начиналось очень хорошо. Потому что проблемы, связанные с нарушением правил парковки, давно пора было решать. Конечно, даже если все водители поголовно начнут полностью соблюдать правила остановки и стоянки, транспортная ситуация в столице глобально не поменяется. Но можно достичь значительных локальных улучшений — в рамках конкретной транспортной артерии, квартала, района.
Московские власти сразу отказались от идеи создания парковочной полиции. И правильно — зачем увеличивать коррупционные риски? Ее функции взяли на себя парконы, которые обслуживает Центр организации дорожного движения при столичном департаменте транспорта (ЦОДД).
Строго говоря, паркон — это комплекс фотовидеофиксации, который состоит из нескольких камер (обзорной и «заточенной» под съемку номеров), навигатора и рабочей станции со специальным программным обеспечением для обработки видео. Но москвичи обычно называют парконами автомобили ЦОДД, оборудованные камерами и навигатором.
Каждый день десятки парконов выезжают на дежурство на улицы Москвы. Патрулируют уже не только центр, но и другие округа. В ближайшее время планируют заняться территорией вокруг метро «Митино» и даже добраться до рынка «Садовод» (расположен на 14-м километре МКАД), рядом с которым паркуются десятки автобусов, «Газелей» и грузовиков и полностью забивают правый ряд МКАД. А скоро парконы появятся и в Московской области.
Парконы движутся по заранее внесенным в память навигатора маршрутам (их разработано уже больше пятидесяти), которые включают в себя несколько улиц, а камеры автоматически фиксируют все машины, которые, например, находятся на участке улицы, где стоянка запрещена. Через некоторое время (но не менее чем через 5 минут) паркон проезжает по маршруту во второй раз. Информация передается на рабочую станцию, обрабатывается; авто, которые два раза подряд попадают в кадр, автоматически заносятся в особый список. После этого данные передаются в ГИБДД, где выявляются владельцы автомобилей-нарушителей, формируются постановления о правонарушениях, которые перед утверждением дополнительно проверяет уже не машина, а живой человек.
Таким же образом проверяют, заплатил водитель машины за «стояние» в зоне платной парковки или нет. Только в цепи контролирующих органов появляется еще одно звено — ГКУ «Администратор московского парковочного пространства», который отвечает за обслуживание парковок на улично-дорожной сети.
Хорошая, простая, логичная схема, почти полностью исключающая влияние человеческого фактора. Если бы не некоторые особенности, подрывающие веру москвичей даже в благие начинания столичных властей.
Пресс-секретарь ГКУ «Центр организации дорожного движения» Анастасия КАЛИНИНА:
— Мы стараемся оперативно информировать водителей о появлении новых маршрутов движения парконов на нашем сайте (www.gucodd.ru). Кроме того, на сайте опубликован полный список схем движения мобильных комплексов фотовидеофиксации.
Внезапность наказания
На прошлой неделе одной из главных тем утренних планерок в редакции «Новой» стали штрафы за неправильную парковку.
О том, что с 1 июля «наказание» повысили до 3 тысяч рублей, в редакции, конечно, знали. Но продолжали оставлять машины в Потаповском переулке, недалеко от здания редакции, несмотря на то, что остановка и стоянка здесь запрещены. И в конце ноября — вот ведь незадача! — были за это оштрафованы.
Редактор отдела «Общество» Виталий Ярошевский паркуется в Потаповском уже много лет. Об ограничениях, которые действуют в переулке, Виталий Семенович знал, тем не менее «письмо счастья» (так называют штрафы, которые приходят по почте) его сильно возмутило:
— Признаю, что нарушил. И готов заплатить. Дело в другом. Парконы работают так же, как некогда гаишники, которые обожали сидеть с радаром в кустах. Цель ведь должна быть, по логике, не в том, чтобы как можно больше штрафов выписать, а в том, чтобы предотвратить нарушения. Ведь могли они пару табличек повесить: люди, с завтрашнего дня начинаем штрафовать, не паркуйтесь!
А вот Юрий Сафронов, редактор пятничного номера «Новой» (который вы сейчас держите в руках), уверяет, что запрещающего знака не видел — он висит настолько неудобно, что его просто невозможно разглядеть при повороте из Архангельского в Потаповский переулок (он виден только тем водителям, которые двигаются прямо: из Кривоколенного в Потаповский). А потому Юрий планирует обжаловать постановление. Будем с интересом следить за тем, что из этого выйдет.
Важная деталь: во всех постановлениях, которые получили сотрудники «Новой», отсутствует дата вступления в силу. А ведь именно от нее отсчитываются 30 дней, в течение которых нужно оплатить штраф.
Кстати, несмотря на негуманность мер, к которым прибегают власти для того, чтобы предотвратить неправильную парковку, они оказываются достаточно эффективными. Ярошевский теперь отставляет машину в соседнем Кривоколенном, где парковка не запрещена, а Сафронов временно пересел на метро.
Остается, правда, вопрос разумности и эффективности: зачем тихий Потаповский переулок, где даже в часы пик не бывает пробок, почти полностью «закрывать» для стоянок? Понятно, что оштрафованные водители пополняют казну, но на транспортной ситуации это практически не сказывается.
Дискриминация по месту жительства
— Вы называете платные парковки экспериментом. И это действительно эксперимент, в полном смысле этого слова. Эксперимент над нами, местными жителями! — с неподдельным чувством заявил координатор гражданского движения «Остальная Россия» Игорь Рябов.
— Вы ошибаетесь. Это не эксперимент, а пилотный проект. И опыт, который мы в ходе него получим, позволит избежать ошибок в дальнейшем, когда платная зона распространится на всю территорию внутри Садового кольца — ответил руководитель ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» Сергей Мариничев.
Таким диалогом открывался круглый стол, посвященный платным парковкам, с участием жителей Центрального административного округа и представителей департамента транспорта.
Парковочные места в центре Москвы — в дефиците. Но их можно использовать для регулирования «частного» трафика. Хочешь ездить в центр на машине — плати за парковку, не хочешь — пользуйся общественным транспортом. А потому с 1 ноября час «стояния» на Каретном Ряду, Петровке и в примыкающих переулках стал стоить 50 рублей.
Как и в случае со штрафами, стремились сделать все «по уму». Только безналичная оплата (с помощью СМС, а также банковской или специальной парковочной картой через паркомат) — чтобы избежать злоупотреблений со стороны обслуживающего персонала парковок. Отсутствие каких-либо скидок и абонементов для «постоянных клиентов» — иначе теряется сам смысл нововведения — мотивировать людей пользоваться общественным транспортом. Контроль за оплатой с помощью парконов, о которых мы рассказывали выше.
А что в итоге? В зоне пилотного проекта свободно — заняты далеко не все парковочные места. Зато наглухо забиты соседние улицы и переулки.
Оплата через СМС из-за несовершенства системы у многих вызывает серьезные трудности. Паркоматов (автоматов для оплаты парковки) не хватает. Где можно купить специальные карты оплаты, не знают не только многие москвичи, но и волонтеры, которые обслуживают пилотный проект (карты оплаты можно приобрести в магазинах «Связной» и киосках «МосГорТранса» в центре города. Полный список, а также другая полезная информация — на сайте АМПП: www.parking.mos.ru).
С местными жителями тоже поступили не совсем красиво. Единственная льгота, которую власти предложили «аборигенам» на старте проекта, — бесплатная парковка в вечернее и ночное время (с 20.00 до 8.00). За остальное плати. Вплоть до 18 тысяч рублей в месяц. Что, во-первых, несправедливо, потому что никакой альтернативы, кроме как оставить машину прямо на улице, у местных жителей нет (в ЦАО очень мало гаражей, и даже дворы есть далеко не у всех домов). А во-вторых, нерационально — потому что эта мера побуждает «резидентов» каждый день пользоваться автомобилем (чтобы не занимать днем платное парковочное место), вместо того чтобы пользоваться общественным транспортом, к чему московские власти пытаются нас всех приучить.
Пострадавшие резиденты объединились, создали группу на Facebook «Платные парковки в центре москвы. Жители против!», начали изучать зарубежный опыт, выяснили, что в Мюнхене годовое парковочное разрешение для резидентов стоит около 100 евро, а в лондонском Вестминстере — 120 фунтов (193 евро), и начали действовать.
Некоторые предложения, выдвинутые жителями, были, конечно, достаточно странными: например, разрешать бесплатно парковаться, ориентируясь на ценз оседлости (если человек живет в центре 20 лет — не должен платить, а если 2 года — плати, потому что «понаехал» в наш нерезиновый ЦАО), или сделать бесплатной парковку не только рядом с домом, но и по всему округу (что является дискриминацией уже по отношению к жителям спальных районов).
Департамент транспорта поначалу не соглашался ни на какие изменения до окончания «пилотника» (то есть до марта 2013 года).
Но благодаря активности местных жителей власти все же пообещали пересмотреть условия пилотного проекта — разрешить резидентам оставлять машину на платном парковочном месте за 3 тысячи рублей в год.
То, что власти пошли на компромисс, — это, конечно, здорово. Только вот 3 тысячи в год — не те деньги, которые могут заставить кого-то отказаться от машины или купить гаражное место (которых, как мы помним, в ЦАО почти нет). Тогда зачем вообще заставлять людей что-то платить?
Избирательность наказания
В Театральном проезде, рядом со зданием Госдумы, машины как вставали в три-четыре ряда, так и встают, несмотря на то, что там каждый день ездят парконы. Стоят они (в два ряда) и у здания Главного следственного управления ГУ МВД по Москве (Новослободская, 45), и у входа в метро «Менделеевская» (так что пешеходы вынуждены протискиваться между машинами, чтобы спуститься в подземный переход), и еще много где. Либо штрафы тем, кто посещает Госдуму и ГСУ, не приходят вовсе, либо 3 тысячи рублей в день за парковку для них – несущественная трата.
В отличие от депутатов, губернатор Тамбовской области Олег Бетин, судя по всему, очень экономный человек. В середине ноября активисты «Синих ведерок» сфотографировали в зоне пилотного проекта автомобиль, удивительно похожий на служебную машину Бетина, с номерами, прикрытыми газеткой. Департамент транспорта обещал проверить информацию, и если все подтвердится, направить в администрацию области соответствующий штраф. Правда, никаких данных о том, чем завершилась проверка, департамент пока не обнародовал.
Более того, в Москве продолжают существовать незаконные парковки, когда ведомства, офисы, магазины или рестораны огораживают место на проезжей части для «своих». Функционируют и платные парковки, размещенные прямо на проезжей части. Так, стоянка в Газетном переулке обойдется автомобилисту в 100–300 рублей за рабочий день, в зависимости от настроения обслуживающего персонала. Дешевле, чем в зоне «пилотника».
К радикальному реформированию парковочного пространства оказались не совсем готовы и жители города, и власти. Первые не видят необходимости платить за то, что еще вчера было бесплатно, и в чем-то себя ограничивать ради абстракт-ного «общественного блага». А вторые до сих пор не привыкли к тому, что мало «запретить и не пущать», то есть штрафовать — нужно создавать условия для того, чтобы штрафы не было необходимости выписывать.
Зинаида Бурская