Детям приходится нелегко, ведь школьная программа сложная и требует постоянной работы. Задания нужно выполнять, многое приходится понять и запомнить. Нередко дети после школы по несколько часов проводят перед компьютером или телевизором. Нелады с друзьями или родителями, проблемы с учителями тоже отнюдь не прибавляют малышам радости и бодрости.
Такой образ жизни грозит длительным переутомлением и может привести к развитию синдрома хронической усталости (СХУ). Его проявления встречаются у детей, имеющих соматические заболевания, но он может развиться и у здоровых школьников.
Особенно опасны переутомление, перенапряжение и большие нагрузки в возрастные периоды, которые считаются критическими – 6–7 и 11–14 лет.
Если ребенок внезапно становится капризным и вялым, или необъяснимо ранимым и обидчивым, плаксивым, или даже напротив гиперактивным, это повод побеспокоиться: что случилось? Также нужно спрашивать, не болит ли у детей голова, другими симптомами может быть тошнота в транспорте или проблемы со сном, поверхностный и тревожный сон.
Что делать? Если вы заметили, что поведение школьника изменилось, стоит начинать наблюдение, чтобы убедиться, что это был не сиюминутный каприз. Постарайтесь показать, что вы любите и принимаете ребенка. Иногда любимому чаду можно позволять «выпустить пар». Главное же – помогите ему восстановить силы.
1. Хороший отдых требует не менее 8, а то и 10 часов полноценного сна. Если есть возможность, стоит установить непродолжительный дневной сон.
2. Купите в аптеке специальный сбор трав, который помогает при бессоннице и упадке сил.
3. Соблюдайте питьевой режим: не менее 1,5 литров питьевой воды в день. От сладких газированных напитков, возможно, стоит отказаться вообще.
4. Проследите, чтобы время у экрана не составляло долгие часы. Не стоит ограничиваться запретами: лучше вместе погулять в парке, сходить в кино или в театр – новые впечатления помогут улучшить настроение.
5. Питание школьника должно быть полноценным и регулярным. Обязательно нужно исключить продукты, которые содержат красители или консерванты.