Кажется, умы всех и вся сейчас настолько заняты коронавирусом, что приземлись на Красной площади летающая тарелка — никто не удивится. Наверное, поэтому пятничная операция по замене памятника знаменитому советскому полководцу Георгию Жукову на соседней Манежной площади прошла почти незамеченной. И очень зря! Ведь история эта абсолютно детективная. И попахивает откровенной аферой.
На самом деле о том, что Жукова на коне неплохо бы поменять, заговорили еще в 2015 году. Некую группу общественных активистов категорически не устраивала… лошадь, на которой восседал военачальник. Дескать, ноги животного, созданного скульптором Вячеславом Клыковым, противоречат законам природы.
Уже и Клыкова давно нет, и памятник вроде бы прижился (в этом году ему исполняется 25 лет). Но на днях появился любопытный приказ якобы за подписью министра культуры РФ Ольги Любимовой. На вид бумага солидная: номер, дата, печать. Сроки проведения работ по демонтажу старого Жукова и установке нового — с 13 по 30 марта. Даже коронавирус срокам оказался не помеха — молодцы! Исполнитель работ — ООО «НПО Техпром». Количество работников на объекте — не более семи, число единиц спецтехники не более трех.
Не так давно памятник обнесли забором. А вчера в спешном порядке демонтировали. Немногочисленные туристы (вирус всех распугал) ходили и гадали — что не так с легендарным маршалом? Ближе к середине дня случилось нечто и вовсе странное: на постамент водрузили нового Жукова! Только немного в другой позе — полководец теперь отдает честь «под козырек». И копыта у коня поменяли, так сказать, конфигурацию.
Звоним в Департамент культурного наследия. Там отчитываются, как по бумажке: старый монумент 1995 года не является объектом культурного наследия, а представляет собой объект городской скульптуры. В честь 75-й годовщины Победы его забрали на реставрацию. Притом изначально планировалось на время работ заменить скульптурную композицию копией, но в связи с тем, что стилобатная часть памятника также требует проведения работ, от идеи решили отказаться. По заверению главы департамента, к 9 мая скульптура вернется на свое место.
— Позвольте, — удивляемся мы, — как это «отказаться»? Там уже стоит новый памятник!
В Минкульте тоже недоумевают. Приказ вроде бы есть, но подписывала ли его Любимова? Нет ответа. Вроде бы этот автограф уже изучают в ФСБ.
На самом деле проект замены должен был пройти массу согласований. Памятник, конечно, не шедевр, но расположен рядом с Государственным историческим музеем. Чтобы сделать хоть что-то с монументом, в проекте проведения работ должен был быть предусмотрен специальный раздел по обеспечению сохранности здания ГИМа. Этот раздел обязан был сначала пройти государственную историко-культурную экспертизу, а затем — согласование в Мосгорнаследии.
Полна загадок и история с исполнителем работ, «НПО Техпром». Директор — некий Кузнецов А.Н. Ни адреса, ни реквизитов исполнителя важных работ на важном объекте в центре столицы не указано. В реестрах налоговой службы есть только одна фирма с таким названием, где директором числится Кузнецов Анатолий Николаевич. Зарегистрирована в городке Кодинске Красноярского края. Действующих госконтрактов в реестрах открытых данных по линии архитектуры, реконструкции и реставрации значимых столичных объектов на эту компанию нет.
А вот третья зацепка из «приказа» вывела нас на реальных людей, связанных с исчезновением оригинального памятника. В бумаге указан некий Комитет памяти маршала Жукова и его руководитель — Павликов Алексей Анатольевич. Он же является совладельцем еще одной организации, Фонда поддержки и развития Музея вооруженных сил. Мы позвонили по принадлежащему фонду телефону и наткнулись на новую странность. Голос в трубке как мог пытался скрыть от нас и собственное имя, и господина Павликова, и даже отказался назвать автора новой скульптуры. Зато объяснил главное — зачем понадобилось менять Жукова на Жукова.
— Мы три года бились и наконец-то добились! — торжествующим тоном заявил невидимый собеседник.
— А позвольте узнать, «вы» — это кто?
— Мы, фонд… как вы там нас назвали… все эти бюрократические названия… Мы общественная организация. Фонд поддержки и развития, — наконец выдавил из себя представитель «общественной организации».
— Чем вас не устраивал старый монумент? Он был в плачевном состоянии?
— Если вы хоть раз были на природе, то должны знать, что лошади так не бегают, не ходят. Это не соответствует законам биологии.
— А новый памятник соответствует?
— Да, соответствует.
Дозвонились мы и до самого Павликова. Он тоже был не вполне убедителен.
— Автор «старого» монумента Клыков считал, что это неудачная работа. Новый монумент — эта работа четырех скульпторов из России, Белоруссии и Украины. Необходимость сменить памятник произошла в связи с тем, что это актуально именно сегодня для воспитания нового поколения. Плюс ранее маршал отдавал честь жестом, который потом стали использовать нацисты. Этот памятник гораздо красивее предыдущего, и никто теперь его с нового места не уберет.
Вот те раз! А как же обещание департамента вернуть старый памятник на место?
— Извините, мне некогда, — эту тему г-н Павликов предпочел не обсуждать.
И знаете, что самое смешное? О замене памятника не знают ни в префектуре ЦАО, ни в Мосгордуме, ни в Общественной палате (инициатива обсуждалась, но не была одобрена). Ни — стыдно сказать — в мемориальном музее-квартире Жукова. Наконец, дочь прославленного военачальника Эра Жукова призналась, что находится в недоумении:
— Я совершенно не в курсе, мне никто ничего не сказал. Я узнала об этом из телевидения и звонков ваших коллег, — сообщила Эра Георгиевна.
— То есть с вами никто не консультировался?
— Абсолютно. Мне просто хотя бы даже сказали! Потому что я в дурацком положении. Мне люди звонят, а я впервые слышу, ничего не знала. Я не знаю, как к этому относиться. Так не делают. Думаю, сейчас не только у меня недоуменные вопросы. Так не поступают.
Поступают, Эра Георгиевна, еще как! Ситуация совершенно фантастическая: некие люди пришли на Манежную площадь, утащили памятник, поставили новый. Во времена маршала Жукова разговор с такими был бы, наверное, очень коротким. А сейчас... Сейчас можно разве что вспомнить фильм «Старики-разбойники», где Никулин и Евстигнеев под видом реставрации украли полотно Рембрандта. Но у них хоть хватило совести вернуть картину на место.
Татьяна Антонова, Екатерина Степанова