1. На бал могут попасть только избранные
Вопреки распространенному мнению билет на любой из проходящих в Вене балов вправе купить любой желающий. Самые дешевые билеты стоят от 30 до 70 евро (включены танцы до упаду и безалкогольные напитки, иногда шампанское).
Посещение бала включено и «в меню» некоторых турпрограмм. Для примера: цены на недавний Московский бал в Вене — 49 евро (льготная, по предъявлению студенческого билета), 135, 290 × 490 евро. С дорогой, отелем и проч. выйдет под тысячу долларов.
Для молодых — девушек от 16 до 23 и парней от 18 до 26 лет — есть еще вариант стать т. н. дебютантами, которым поручено открытие бала. Чтобы пройти отбор, надо быть незамужней и хорошо танцевать. Участие дебютантов в бале — бесплатно, но обязательное обучение танцам оплачивается (одно занятие — 500 рублей).
Жители Вены, желающие открыть Оперный бал, подают заявки до октября, а остальные австрийцы, а также иностранцы до 1 сентября могут прислать в оргкомитет заявку, автобиографию и фотографию, а лучше видео- или DVD-запись своего исполнения вальса. Решение о том, кто войдет в число 180 заветных пар, принимает дирекция танцшколы.
2. На балу все обязаны быть во фраках и смокингах
Форма одежды на каждый бал обязательно оговаривается в билете-приглашении. На самые элегантные — например, в венской Опере — для мужчин значится строго: «фрак обязателен». В смокинге разрешено быть только охранникам в штатском и официантам. Также есть предписания относительно ткани сорочки и жилета. Бабочка должна быть белой, черные — только у тех же официантов, как и брюки без галунов. Ботинки приняты непременно лакированные и со шнурками, а носки — шелковые. Наручные часы к фраку не полагаются, только карманные на цепочке.
Но требования устроителей второго Московского бала в Вене оказались более демократичными. В пригласительном значилось: «для дам — длинное вечернее платье, для господ — фрак, смокинг или парадная военная форма». Тем не менее в залах ратуши встречались товарищи в костюмах и галстуках. Никто их не прогонял.
В московских магазинах смокинг или фрак стоят от 25 тысяч рублей. Но дешевле взять их в аренду — такую услугу в Интернете предлагают с десяток агентств. Корреспондент «РГ» выбрал себе новенький смокинг с элегантной черной бабочкой за 1,5 тысячи рублей в сутки. Белая рубашка, которую предлагают купить отдельно, нашлась дома. Требование про лакированные ботинки пришлось игнорировать, но, похоже, о таких нюансах в зале знали немногие.
Потом оказалось, что арендовать бальный костюм или платье можно было и в Вене. И дешевле, чем в Москве: около 20 долларов за фрак, рубашку и бабочку.
Для дам особых ограничений не предусмотрено, хотя есть негласное правило: на разных балах не принято появляться в одном и том же платье. Впрочем, в наше время многие им пренебрегают. Тем не менее отделы бальных платьев есть во многих крупных магазинах Вены, как и специализированные магазины, продающие эксклюзивные модели. Состоятельные москвичи предпочитают приехать в Вену заранее, чтобы сшить платье к балу: в этом случае оно обходится примерно в 1,5 тысячи евро.
Но гораздо важнее считается то, насколько удобен костюм для танцев. В ходе бала корреспонденты «РГ» не раз слышали отказ на приглашение потанцевать по причине того, что у специально сшитого к балу фрака оказались «неудачные брюки — боюсь слетят» или «слишком тесное платье — я буду неуверенно себя чувствовать».
На Оперный бал обычно приезжают на такси, но некоторые находят особое щегольство в том, чтобы оставить собственную машину на стоянке за зданием парламента и проехать пару остановок на трамвае. Тем же венцы объясняют и обычай подкрепиться после бала у ближайшей сосисочной на углу, однако при этом подчеркивают: такое позволяют себе лишь те, кто бесконечно уверен в себе.
3. На балу обязательно надо танцевать
Одна из гостей бала, бизнес-women, с которой мы разговорились в самолете, была близка к панике: «Всю жизнь мечтала побывать на Венском балу, но танцевать совершенно не умею». Как выяснилось впоследствии, это оказалось совсем не обязательно — немало россиян провели всю ночь, не вставая
Сервировка столов началась ранним утром. Для этого вызвали полк официантов, а угощение начали готовить за день. Три команды поваров — две из Вены и одна из Москвы — наготовили 3000 блинов, 1300 пирожков, 200 кило мяса и 50 больших щук. Московский бал отличается от других в Вене как раз мощным застольем. Бургомистр Вены тактично заметил по этому поводу: «На самом деле в Вене больше танцуют, чем едят на балах, но в данном случае это удачное совмещение».
И все же хотя танцы — главное,
А еще бал — возможность появиться в приятном обществе всей семьей, как признался корреспондентам «РГ» председатель совета директоров Национального радиотехнического бюро Виктор Приходько, который приехал в Вену с женой посмотреть, как будет танцевать дочка-дебютантка Светлана. Просто выйти в люди, как это сделала бывшая супруга российского олигарха Ирина Абрамович, прилетевшая на Московский бал из Лондона: «Оказывается, надо было развестись, чтобы впервые попасть на бал, — и сразу в Вену». На будущий год она решила, что в числе дебютанток бала обязательно будет и ее
4. На балу танцуют только вальсы
Именно венские балы подвигли Юрия Лужкова, выросшего, по его собственному признанию, на танго и фокстроте, научиться вальсировать. Обучением его занялась Татьяна Попова — жена главного танцмейстера Московского бала Святослава Попова и сама танцмейстер. С ней он вышел на вальс и в Вене.
Собственная супруга мэра — Елена Батурина, в эти дни была тоже в Вене. Но прилетели сюда они не вместе — Юрий Михайлович — целенаправленно на бал прямо из Воронежа, где был по делам «Единой России», а Елена Николаевна — из Москвы, по делам своего бизнеса. На бал не пошла, так как сочла себя для него «не так одетой», пояснил Лужков.
Впрочем, на большом балу в каждом зале (а их, как правило, несколько) играет музыка на любой вкус: классика, джаз, латина, кантри и т.д. Самый популярный танец, конечно же, — классический вальс. За ним следуют полька, аргентинское танго, румба и
5. Венский бал бывает только в Вене
В последние годы Венские балы стали проходить во многих городах мира — в Риме и Токио, Брюсселе и Баден-Бадене, Нью-Йорке и Праге. А вот Венский бал во Львове, к примеру, получил известность тем, что большинство гостей так и не смогли купить смокинги и фраки — как выяснилось, в Западной Украине их не найдешь днем с огнем, и расстроенный почетный консул Австрии во Львове выступил по этому поводу с заявлением на пресс-конференции.
В 2003 году Венский бал впервые пришел в Москву и с тех пор проводится здесь каждое лето. Цены — 9000, 18 000 × 35 000 руб.
Самые известные балы Вены
Балы в Вене проходят с 11 ноября и до самого поста перед Пасхой, иногда по два-три в день. По 300 в год! Их здесь устраивают все кому не лень — от дантистов и мусорщиков до трубочистов и цыган. Вот лишь некоторые.
Венский оперный бал — самый статусный, традиционно проходящий в знаменитой Венской опере. Считается венцом бального сезона и собирает знаменитостей со всего мира. Огромный зал Оперы на время бала украшается композициями из 60 тысяч роз, привезенных из знаменитых зальцбургских теплиц и Эквадора. По традиции бал открывает президент Австрии, после чего 360 девушек и юношей выступают с полонезом, своеобразным «коллажем» из произведений Моцарта: «Волшебной флейты», «Дон Жуана» и «Свадьбы Фигаро». Цена билета от 230 евро, аренда ложи — от 15 тысяч евро. Хотя, если вы захотите только понаблюдать за действом, стоя на балконе или галерее, потребуется от 12 до 55 евро в зависимости от яруса. Гостей обслуживают сотни «людей бала» — есть даже обувной мастер, который призван заботиться о потерянных каблуках и сломанных дамских шпильках. На месте и портной, если, не дай бог, случится какая неприятность с фраком или платьем. Оперный бал — событие настолько значительное, что транслируется в Австрии в прямом эфире, а еще в 50 странах мира — в записи.
Императорский бал. Проводится в новогоднюю ночь в самом сердце Вены, в апартаментах императора Франца Иосифа и его жены Сиси. Сегодня здесь расположена официальная резиденция президента Австрии. У входа выставляется караул Императорской охраны, гостей встречают лакеи в ливреях, на скамеечках сидят читающие девушки в пышных платьях, а молодые люди в белоснежных париках дарят им маленькие подарки — все как в старину, при дворе Франца Иосифа.
Huntersball — Бал охотников, участники которого одеты в австрийские национальные костюмы — женщины в платья с широкими юбками в сборку из бархата и шелка, мужчины — в альпийские жакеты.
Rudolfina Redoute — единственный бал-маскарад, где до полуночи танцплощадка принадлежит дамам в масках, которые сами делают свой выбор, поскольку объявляются только белые танцы.
Lebensball — один из самых модных, билеты достать довольно трудно. На нем ежегодно собирают около 1 млн евро для помощи больным СПИДом. Его придумала «голубая» тусовка, и он очень быстро стал популярным среди артистической среды. Здесь вальсируют самые модные художники, писатели, поэты, актеры, демонстрируются самые дорогие, изысканные вечерние платья и украшения, «последние писки моды» косметики и парфюма. В обязательную программу входит показ мод какого-нибудь известного дизайнера, как, например, недавно Доменико Дольче и Стефано Габбаны. Несмотря на небесспорную репутацию, бал посещает канцлер.
Wiener Waeschermaedelball — Бал венских прачек. Считается одним из самых жизнерадостных и веселых венских балов. Одно время вышел из моды и только недавно возрожден в прежнем виде.
Bonbon-Ball — Бал кондитеров. На нем везде горы конфеток-бомбошек, а стены выкрашены под розовую глазурь. На этом балу выбирают королеву Bon-Bon. Ее сажают на одну чашу весов, а на другую насыпают столько шоколада, сколько надо, чтобы их уравновесить. Всю эту гору сластей королеве приходится забирать с собой.
Philarmonikerball — бал, проводимый Венской филармонией у себя «дома», в концертном зале. Все участники филармонического оркестра ради этого откладывают в сторону свои инструменты. Другой оркестр играет для них — они танцуют!
В последние годы некоторые устроители балов решили дать возможность венцам делать первые шаги в ритме вальса даже не в сезон проведения вечеринок. Такие балы теперь проводятся каждую субботу с 8 часов вечера и до полуночи, с апреля по октябрь.
Венский вальс
Слово «walzen», что означает «крутиться в такт», появилось в Австрии в середине XVIII века. Поначалу вальс считался танцем для простого люда, с ярко выраженной эротикой в движениях, но постепенно завоевал и сердца знати.
Тогда, по воспоминаниям современников, в Вене в период Масленицы, т.е. с первого января и до конца праздника, каждый вечер (!) давалось до 250 балов, на которых можно было насчитать до 50 тысяч гостей. Только представьте себе — эта цифра составляла четверть всего населения Вены в то время. В некоторых помещениях, где проходили балы, были предусмотрены комнаты для родов, поскольку венские девушки, даже будучи в «положении», не хотели пропускать возможности потанцевать.
Даже Наполеон перед приездом своей невесты — австрийской принцессы, упорно овладевал, с помощью выписанного из Вены учителя, секретами танца «в три четверти». На новый танец обратили внимание и крупнейшие композиторы, такие как Шуберт. Но подлинный триумф вальса — сначала в Вене, а затем и в остальных столицах Европы, произошел несколько позднее, когда вальсом всерьез занялись Штраус-отец и Ланнер. С этого времени начинает отсчет настоящая «вальсомания», которая достигла апогея, когда у Иоганна Штрауса появился серьезный конкурент на поприще вальса — его собственный сын, родившийся в 1825 году. Когда молодому дарованию исполнилось 19 лет, началось стремительное восхождение Штрауса-сына на престол «короля вальса».
В это время он практически в полном смысле этого слова стал «правителем Вены». Началась подлинная эпоха вальса. Некоторые историки считают, что вальс спас Вену от разрушительной революции (если сравнить австрийскую буржуазную революцию с французской), поскольку объединил все слои общества и был своего рода клапаном для ослабления социального недовольства.
Примечательно, что традиция венских танцевальных праздников складывалась не без участия России. Легендарным по своей грандиозности стал бал, который дал в австрийской столице русский император Александр I в 1815 году — во время Венского конгресса в честь победы России в войне с наполеоновской Францией.
Как это было 24 января 2008 г.
Австрийская пресса включила Второй Московский бал в список самых крупных из двухсот балов, которые ежегодно проводятся в Вене. В этом году он прошел в Венской ратуше в ночь с 24 на 25 января, с 8 вечера до 4 утра.
20.00. Двери открываются. Входят первые гости. Официанты разносят шампанское и всевозможные угощения.
20.45. Гардеробщики принимают последние меха и сумки. Праздничная толпа устремляется по огромному, с великолепной имперской лепниной, коридору в сторону зала. Слепят фотовспышки, мягкий темно-красный ковер заглушает шум тысяч шагов. Зал сверкает мрамором и паркетом, отражающим роскошные хрустальные люстры. По кругу расставлены столики.
21.00. Голоса затихают. Фанфары возвещают о начале бала. Ведут вечер, как и в прошлом году, Святослав Бэлза и популярная телеведущая Австрии африканка Арабелла Кисбауэр. Оркестр исполняет увертюру Глинки из оперы «Руслан и Людмила».
Организаторы сочли, что русскую атмосферу в Венской ратуше должна создавать прежде всего русская музыка. Хотя, конечно, дань уважения королю венского вальса Штраусу была отдана, но все-таки визитной карточкой бала скорее стал Чайковский.
21.05. Под полонез из оперы Чайковского «Евгений Онегин» в зале появляются дебютанты — девушки, одетые в белые платья, современные Наташи Ростовы из России, и юноши-австрийцы в белых смокингах. 30 этих пар и открывают бал. Бросается в глаза, что место для танцев сравнительно небольшое — с баскетбольную площадку.
21.10. Выход примы-балерины Большого театра Илзе Лиепы. Объявлено, что она только что из Парижа. Звучит все тот же Чайковский — «Русская».
21.20.
21.30. Дебютанты исполняют «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. Гости как зачарованные наблюдают за фантастической грациозностью наших девушек — они, безусловно, лучшее, что было в зале в эту ночь.
Главный танцмейстер Бала Станислав Попов произносит ударное восклицание, которого все с нетерпением ожидают: «Alles Walzer!» или «Вальсируют все!». Это значит, что танцплощадка предоставляется для всех желающих.
21.50. Начало гала-ужина. Парад поваров, которые тоже кружатся в танце, постепенно расходясь между десятков столов.
22.10. Под барабанную дробь выходят мальчишки московского Военно-музыкального училища. Утром на выступлении на плацу одной из венских казарм на них было жалко смотреть — на мороз, в отличие от австрийских трубачей, их вывели без шинелей и перчаток, это испытание продолжалось почти час. Сейчас они выглядели явно веселее.
22.20. Объявляют продолжение классической части танцевальной программы. Полно желающих потанцевать галоп, в российском варианте смахивающий на обыкновенный «ручеек».
23.00. Поет ведущая сопрано Берлинской оперы Анна Самуил и ансамбль «Тенора ХХI века».
23.30. Снова танцы. Все кружится в ритме вальса.
00.00. Кульминация танцевальной программы — Полночная кадриль. На Первом Московском балу она так понравилась гостям, что ее танцевали три раза «на бис». Гостей приглашает главный танцмейстер Попов. На круг выходят танцоры разной степени готовности — от танцующих довольно сносно до обладающих грациозностью слонов. Часто слышится смех. Все вокруг ходит ходуном.
Кадриль вытанцовывает и московский мэр. А вот его венский коллега-бургомистр менее отважный — он в эту ночь ограничился лишь вальсом.
00.20. Объявляются Алексей Уткин (гобой) и Мария Чипурина (флейта), за которыми выходят «Симфоджаз братьев Ивановых» и обладательница редкого по диапазону голоса Нина Шацкая.
01.40. Играют аккордеонист-виртуоз Петр Дранга и Александр Новиков (саксофон).
02.10. Группа «Семь ветров» под управлением Георгия Мушеева, который с 1999 года участвует во всех Кубках мира по латиноамериканским танцам в Кремле.
03.00. Чемпионка мира по латиноамериканским и европейским танцам Екатерина Ваганова и ее брат Дмитрий исполняют румбу.
Первые гости начинают потихоньку разъезжаться. В холле продают фотографии с бала.
03.10. Объявлено о продолжении танцпрограммы. В соседних залах звучат танго, джазы и всякие румбы с самбами. Услышав это, император Франц-Иосиф, наверное, перевернулся бы в гробу. Его утешило бы лишь то, что никто из танцоров не позволил себе расстегнуть воротник или бабочку.
04.00. Закрытие бала. Последние гости покидают ратушу к утру, когда город уже просыпается. Сказка, увы, заканчивается, как и все хорошее в этой жизни.