Внедрение цифровых сервисов и создание электронных реестров кладбищ призваны систематизировать учёт мест захоронений, улучшить качество ритуальных услуг и упростить оформление документов на погребение. Так, несколько лет назад Минстрой России уже анонсировал разработку новой программы, предложив указывать все могилы на одной электронной карте.
Кроме введения современных технологий в похоронное дело, у инициаторов наверняка было желание снизить уровень коррупции, упорядочить сферу ритуальных услуг, в том числе избежать повторных захоронений в одной могиле, как это недавно произошло в подмосковном Клину.
Идея сделать электронную карту кладбищ и внедрить цифровые сервисы возникла в 2016 году. Её разработку поручили специальной группе при участии нескольких министерств: Минстроя, Минпромторга, Минкомсвязи, Минэнерго, Минтранса и других. Информация об умершем и месте захоронения стала отражаться на электронных картах кладбищ уже спустя год. Сегодня на интерактивной карте содержится информация о захороненном, ответственном за захоронение, а также об установленных надмогильных сооружениях с фотографиями.
В Московской области сведения о захоронениях стали вносить в электронные базы не так давно. В ГБУ Московской области «Центр мемориальных услуг» «Московской газете» рассказали, что в настоящее время процесс цифровизации идёт полным ходом.
«Осуществляется перенос всей информации в электронный формат, но не быстро — после того, как будет подготовлен акт осмотра места захоронения и поставлена геометка, вся информация о захоронении с фотографиями появится в Региональной геоинформационной системе Московской области (РГИС)», — сказали в ЦМУ.
По словам представителя Центра мемориальных услуг, выданные ранее документы в бумажном виде, в том числе паспорт на захоронение, не имеют срока окончания действия. То же касается паспортов, выданных несколько десятилетий назад в виде книжки.
Если захоронение будет осуществляться сейчас, то вместо паспорта выдадут выписку из электронного реестра. Что касается получения удостоверения на новое захоронение там, где уже есть усопший, сделать это можно через МФЦ или на портале Госуслуг. Из документов понадобится паспорт, свидетельство о смерти и то, что подтвердит родство человека, который подаёт документы, с любым из погребённых в месте захоронения. На руки будет выдана выписка, а вся информация останется в цифровой системе в виде электронного удостоверения, добавили в ведомстве.
И вроде бы идея хорошая с цифровизацией похоронной сферы. Но есть недовольные. Кому-то не нравится видеть имя и дату рождения близких в общем доступе в Интернете, некоторые, наоборот, не видят своих умерших родственников и места их захоронения в базе. Почему так происходит?
По словам адвоката Инессы Кузнецовой, занесение определенных сведений об умершем на общедоступные серверы в Интернете не нарушают закон «О персональных данных», поскольку эти сведения и так находятся в открытом доступе, на могильной плите.
«Что касается людей, которые не могут найти информацию в электронных базах, нужно просто немного подождать. Собрать и перенести все данные в Интернет — кропотливый процесс, быстро это сделать не получится. Проводится осмотр каждого места захоронения, фотографирование надгробий, устанавливаются геометки с последующим занесением информации и на электронную карту кладбища, и в базу данных», — рассказала правозащитник «Московской газете».
Что конкретно было сделано в области цифровизации похоронного дела?
Решён один из самых важных вопросов — аудит подмосковных кладбищ. В Главном управлении региональной безопасности Московской области их проверили, провели полную инвентаризацию всех объектов. После этого данные внесли в региональную геоинформационную систему (РГИС).
Также в Подмосковье заработал сервис получения услуг в сфере погребения. Теперь это можно сделать онлайн. Например, получить места для воинских, почётных, родственных и семейных (родовых) захоронений и ниши в стене скорби. А ещё РГИС поможет получить разрешение на подзахоронение, оформить удостоверение о захоронении, перерегистрировать захоронения на другого человека, установить или заменить надгробие и ограждение места захоронения.
В списке нововведений и оформление услуги по извлечению останков умершего для последующего перезахоронения. Подмосковные власти подчёркивают, что в режиме онлайн можно оформить захоронения, превышающие установленный размер, созданные с 1 августа 2004 года по 30 июня 2020 года как семейно-родовые.
Третье преимущество РГИС — получение электронного удостоверения о захоронении.
В 2021 году Московская область перешла на оформление электронных удостоверений о захоронении. Теперь все данные о местах захоронений вносятся в единую электронную базу. Информация о зарегистрированных на человека местах содержится в личном кабинете на портале Государственных и муниципальных услуг. Переход на новые удостоверения осуществляется постепенно, по мере обращения граждан за услугами в сфере погребения и похоронного дела. Большинство услуг предоставляется бесплатно. Причём в течение одного рабочего дня с момента обращения.
В Центре мемориальных услуг Московской области напомнили, что на любые вопросы по этой теме жителям Подмосковья ответят специалисты ЦМУ по телефону +7 (498) 568-99-99.