Сегодня редакция «1001» публикует интервью с молодым поэтом Светланой Астрецовой. Разговор о творчестве (гене беспокойства), о роли поэта в современном мире, о литературе, работе на телевидении и журналистике.
Мы публикуем это замечательное интервью, чтобы вдохновить тех, кто пока только ищет себя в творчестве. Ищите призвание и будьте счастливы!
Редакция «1001»
В издательстве «У Никитских ворот» вышел дебютный сборник стихов Светланы Астрецовой.
У молодого автора Светланы Астрецовой на удивление много международных призов и наград. 25-летняя поэт, журналист, художник и режиссер, она регулярно публикуется в отечественных и зарубежных изданиях, однако собственный сборник выпустила впервые. «По направлению к готике» - так называется ее книга, которая включает около сотни стихотворений, написанных за последние 7 лет. Изящным дополнением к изданию стали авторские иллюстрации и фотографии Астрецовой.
— Твоя творческая биография очень интересна — ты пишешь стихи, прекрасно рисуешь, снимаешь авторское кино; у тебя внушительный послужной список престижных литературных премий и наград. Когда ты успеваешь заниматься творчеством при таком плотном графике?
— Я думаю, творчество — оно в крови. Какой-то ген беспокойства, который не дает тебе жить тихой, размеренной жизнью и заставляет постоянно ввязываться в новые проекты. Вот, например, заканчиваю фильм и собираюсь отдохнуть, но у друзей начинается театральный фестиваль, и надо им помочь организовать пиар-компанию, и я помогаю, а когда фестиваль завершен, оказывается, что на рабочем столе ноутбука накопилось материалов на целую книгу, а значит надо поскорее ее издать. Вообще люблю работать в абсолютно разных сферах. Мне одинаково интересна и творческая, и организаторская, даже административная, работа. Думаю, что заниматься чем-то одним мне было бы невыносимо скучно.
— У тебя вышла книга стихов «По направлению к готике». Почему такое название? Это связано с готическим романом или готической субкультурой?
— В книге собраны стихи за последние 6-7 лет, большинство из них уже публиковались в периодике и коллективных сборниках. Но своя книга у меня дебютная. Это не просто поэтический сборник, скорее - альбом с авторскими иллюстрациями и фотографиями. К готическому роману и к субкультуре готов то, что я пишу, не имеет никакого отношения. (Хотя слушать готик-рок я люблю). Но мои стихи не об оборотнях и привидениях. Просто одна из частей сборника посвящена готической архитектуре, которую я обожаю. Да и по своей структуре стихи напоминают готические соборы с витражными окнами, стрельчатыми арками и острыми шпилями. А вообще - это стилизации под «Серебряный век»: поэзию Цветаевой, Блока, Мандельштама, Маяковскго, Гумилева...Это мой любимый исторический период.
— «Серебряный век» — это безусловно период расцвета поэзии, в те годы интерес к литературе был невероятно высок. Считается, что наш прагматичный век - не время для поэзии. Что нужно делать, чтобы повысить к ней интерес? И должен ли автор этим заниматься?
— Знаешь, литературное произведение — как ребенок, которого не достаточно родить, нужно еще его вырастить, воспитывать, дать образование. Также и с книгой. Мне кажется, для современного литератора очень важно заботиться о судьбе своих книг и заниматься продвижением того, что он пишет. Многие мои друзья-поэты считают, что пиарить свое творчество неэтично и ниже их достоинства. Но если о книге не рассказать, никто о ней так и не узнает. Литературное произведение нуждается в продвижении и рекламе, также как новый фильм или спектакль. Нужны интересные литературные вечера, такие, чтобы зрители не умирали от скуки и не сидели, уткнувшись в телефоны. Можно выпускать действительно красивые, стильные издания, которые приятно взять в руки. В конце концов, можно продвигать книги через интернет. Ведь соцсети - очень мощный инструмент в пиаре, а главное - использовать его может каждый. Сейчас абсолютно бесплатно можно организовать на фейсбуке любое мероприятие и разрекламировать что угодно, даже высокое искусство (хотя это звучит достаточно парадоксально).
— А как обстоят дела с литературными заработками? Поэт должен быть голодным?
— Мне кажется, прокормиться исключительно литературным трудом практически невозможно, конечно, если ты не автор кассовых детективов. Но делать разовые литературные проекты, которые могут принести тебе не только удовольствие, но и дополнительную прибыль вполне реально. Я знаю авторов, которые выпускали книги за свой счет, окупали затраты и еще оставались в плюсе, когда весь тираж расходился. Но, конечно, у большинства литераторов есть постоянная работа: кто-тот преподает, ведет мастер-классы в вузах, кто-то работает в издательстве, а кто-то журналистом в газете или на телевидении.
Интервью у Ольги Свибловой в Мультимедиа Арт Музее
— А что тебя подтолкнуло к работе на телеканале «Культура» — это скорее закономерность или счастливый случай?
— Я вообще фаталист и мне кажется: все что происходит c человеком — это судьба. Поэтому работу на «Культуре» могу назвать счастливой судьбой. Ведь это редкая удача, что я занимаюсь любимым делом: снимаю сюжеты о кино, литературе, театре, изобразительном искусстве.
— Расскажи подробнее, как ты пришла работать на «Культуру». До этого за твоими плечами был телевизионный опыт?
— На «Культуре» я проходила практику, когда училась на третьем курсе Института журналистики и литературного творчества. До этого я стажеровалась в «Литературной газете» и на телеканале «Раша тудей». К тому времени я успела поработать иллюстратором в издательстве приключенческой литературы, писала стихи, статьи, эссе, публиковалась. Но опыта работы на телевидении у меня не было. Когда оказалась на «Культуре» сразу почувствовала, как Максудов в «Театральном романе»: «этот мир мой». Так что с «Культурой» у меня любовь с первого взгляда. Хотя взаимности я добилась не сразу. Пробовалась на разные вакансии около года. Ничего не получалось, но я не уходила. Решила, если работать тележурналистом, то только на этом канале.
И в 20 лет меня приняли на работу. Сначала я была выпускающим редактором новостей, а потом мне предложили попробоваться на более творческую вакансию - корреспондента.
— Многие считают, что работа с творческой богемой — вещь неблагодарная. Случается и капризы, и дурное настроение интервьюера, и непунктуальность часа на полтора-два. Тебе приходилось с этим сталкиваться? Как выкручиваетесь из таких ситуаций?
— У меня интервью — наверное, самая любимая часть работы. Увидеть своими глазами стольких гениальных людей и иметь возможность их о чем-то спросить (пускай это будет всего несколько вопросов и интервью длится 5 или 15 минут) — бесценно! Я никогда не могла представить, что когда-нибудь побеседую с Питером Гринуэем, Вадимом Абдрашитовом, Александром Адабашьяном, Юрием Карой, Марком Захаровым, Владимиром Зельдиным, Виктором Сухоруковым, Владимиром Спиваковым, Львом Аннинским, Эдвардом Радзинским...всех не перечислить! Конечно, твой герой может опоздать, ведь бывает, что у артиста запланировано по 10 встреч в день. Значит, придется подождать. А что делать? Или он может быть не в лучшем настроении. Тогда надо постараться сгладить негатив. Ведь журналист в каком-то смысле должен быть и дипломатом и психологом.
— Самый сложный твой репортаж. Каким он был?
— Не знаю, насколько сложный, но репортаж, который действительно не задался, был несколько лет назад - с вручения театральной премии «Гвоздь сезона» в СТД. Сначала выяснилось, что церемонию задерживают на пол часа, а мы очень торопились, т.к. репортаж снимался под эфир и он должен был выйти уже в ночном выпуске новостей. Затем выяснилось, что актеры театра Вахтангова, которые должны были получать главный приз, репетируют спектакль и не смогут приехать на церемонию. А потом отказался от интервью Александр Калягин. Но без него-то я уже не могла обойтись. Пришлось пуститься в погоню. Александр Александрович даже заскочила в лифт и попытался от нас уехать. А мы с оператором бежали за нами по винтовой лестнице с камерой. Получилась практически сцена погони из «Здравствуйте, я ваша тетя». В результате мы все-таки его настигли и Александр Александрович сдался.
— Страх новичка перед интервью с известным человеком. Было ли у тебя такие сложности?
— Нет, страха перед общением у меня никогда не было. Для меня это удовольствие и мощная подзарядка. А когда общаешься с известным человеком не первый раз, уже знаешь к нему подход. Понимаешь: этот будет рад дискуссии, а с этим лучше не спорить, с кем-то лучше держаться серьезно, а с кем-то можно пошутить. Когда последний раз брала интервью опять же у Калягина (это было совсем недавно, снимала его к юбилею Армена Джигарханяна), мы сначала записали стандартное интервью: Александр Александрович рассказывал о съемках, о многолетней дружбе с Арменом Борисовичем. А потом в шутку записали «интервью в кубе»: я брала интервью у Калягина, а он в это время по громкой связи интервьюировал Джигарханяна. В итоге именно этот эпизод вошел в репортаж. Вообще очень люблю неожиданные повороты, которые нельзя предсказать заранее.
— Долго ли приходится готовиться к репортажам, ведь ты часто делаешь «зарисовки» о жизни и творчестве знаменитостей?
— К биографическим зарисовкам я действительно готовлюсь очень долго. Стараюсь еще до интервью прочитать о своем герое по максимуму. Безумно интересно! Это ведь своего рода портрет — крохотная документалочка на 2-3 минуты. Но за это время нужно рассказать о потрясающих судьбах. И постараться, чтобы у зрителя не создалось впечатления, что сюжет сделан небрежно и шаблонно. Иногда мне кажется, что это гораздо труднее, чем снять полнометражный документальный фильм.
Беседовала Дарья Стрункина