У россиян есть только два союзника – сухой паек и тушенка. Так, с учетом текущих реалий можно переиначить крылатую фразу про армию и флот, предположительно принадлежащую императору Александру III. За две недели после объявления Кремлем частичной мобилизации потребительский спрос на эти два товара вырос, соответственно, на 81% и 34%. Что, по словам опрошенных «МК экспертов, весьма симптоматично.
Подскочили и средние цены: сегодня упаковка с сухим пайком стоит 1198 рублей, банка говяжьей тушенки – 170, свидетельствует статистика, полученная компанией – оператором фискальных данных в период с 21 сентября по 5 октября 2022 года. А по данным сервиса аналитики маркетплейсов, продажи продуктов в категории «Консервы мясные» выросли на 287% в период с 20 по 30 сентября по сравнению с предыдущей десятидневкой. Все эти показатели идеально согласуются с результатом исследования Фонда «Общественное мнение», проведенного недавно в 104 населенных пунктах РФ: уровень тревожного состояния россиян поднялся с 35% (18 сентября) до 69% (25 сентября).
В принципе, нашим людям не привыкать к разного рода лихолетьям. В смутные времена безотказно срабатывает генетическая память, заставляя скупать муку, гречку, тушенку, макароны, соль, мыло, спички, сгущенку, свечки, растительное масло. Все это хранится бесконечно долго. В истории случались и более радикальные примеры повышенной востребованности: так, осенью 1983-го советский народ бросился в аптеки за йодом, который в сочетании с водкой якобы помогает выводить радиацию из организма. Более того, школьников учили надевать противогазы, строем идти в бомбоубежище и овладевать азбукой Морзе. Накануне, 1 сентября, истребитель-перехватчик Су-15 сбил южнокорейский пассажирский «Боинг» – инцидент обострил международную напряженность и сделал осязаемой угрозу ядерного апокалипсиса.
Что касается сухого пайка (сегодня в армии он фигурирует под названием ИРП – индивидуальный рацион питания), найти его не так просто. В военторгах он заканчивается быстро, в интернет-магазинах цена постоянно растет. В небольшую коробку весом 2,1 килограмма плотно уложены продукты, рассчитанные на суточное потребление. Основная еда состоит из двух полноценных сытных блюд: гуляш с картофелем и рис с курицей и овощами.
«У нас по мобилизации призвали около 300 тысяч, – говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Плюс десятки тысяч спешно выехало за границу – Казахстан, Киргизию, Грузию, другие страны. И вот эти две категории как раз и закупились сухпайками и тушенкой. Во-первых, на сборный пункт надо взять с собой то, чем с высокой долей вероятности вас не обеспечат. Мотивация понятна: даже если тебя всем снабдят, людям свойственно подстраховаться. Брали эти продукты с запасом, чтобы еще и членам семьи осталось. Беглецов от мобилизации обуревали примерно те же мысли: как я там обустроюсь в первые дни, не нарвусь ли на некачественную еду? Уж лучше пусть все будет под боком, в машине».
Впрочем, прирост продаж на 81% и тем более на 34% – не слишком много в физическом, абсолютном выражении (хотя в относительных цифрах впечатляет). Раньше эти продукты не пользовались повышенным спросом. Допустим, рассуждает Масленников, обычно семья покупала в месяц две банки тушенки, а купила три-четыре. Речь идет о локальном всплеске, относящемся к двум конкретным категориям граждан: во-первых, к мобилизованным и их семьям, во-вторых, к покинувшим страну после 21 сентября лицам. В феврале и начале марта была совершенно другая картина: потребительский, покупательский ажиотаж охватил буквально все население – поскольку никто не понимал, чего ждать после начала спецоперации.
«Я бы еще добавил, что в последние недели в российских аптеках резко увеличились продажи автомобильных аптечек – в ряде регионов рост превысил 80%, – отмечает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. – Плюс повышенным спросом стали пользоваться курсы оказания первой медицинской помощи, как краткосрочные, так и долгосрочные. Кстати, весьма недешевые. Все одно к одному: на фоне неопределенности тревожные настроения усиливаются, люди пытаются подстраховаться любыми способами. И это абсолютно адекватная реакция на события. Инстинкт самосохранения гонит в магазины – за сухпайками, тушенкой и другими продуктами с практически бессрочной годностью. Разумеется, производители не упускают столь редкую для себя возможность повысить цены».
Георгий Степанов