В одном из интервью Хорхе Луиса Борхеса спросили: «Борхес, в снах вы зрячи?» На что великий писатель, к старости ставший практически слепым и, несмотря на это, назначенный директором библиотеки, ответил: «О да! В снах я прекрасно вижу. Я столько раз обманывался. Во сне я читаю и думаю: «Чёрт возьми, ко мне вернулось зрение». А потом, не просыпаясь, понимаю: «Нет, на самом деле я вообразил текст, который сейчас читаю»…
Вспоминая о Гомере, философе Алексее Лосеве, писателе Николае Островском, математике Льве Понтрягине или о Борхесе, в первую очередь думается об их творчестве, а вовсе не о том, что все они были слепы… И уже потом приходит вопрос: что же не просто уравняло их с прочими здоровыми людьми, но даже вознесло над ними? Страстная любовь к жизни во всех её проявлениях? Сила духа? Талант? Или же здесь скрыта иная тайна, недоступная человеку, пока он здоров?
Два столетия назад имело смысл говорить только о силе духа и таланте, которые действительно помогают выжить людям, в трагических обстоятельствах потерявшим зрение. И, конечно, о народных традициях, отводящих слепым определённое место в обществе и диктующих окружающим некие нормы поведения.
Ведь издавна в России отношение к слепым было связано с религиозными представлениями о том, что земные физические страдания приближают человека к Богу, а душу незрячих наделяют особой силой и способностью некоего «внутреннего видения». Слепые, не относящиеся к высшим сословиям, на Руси практически всегда становились нищими. В подаянии и сочувствии им люди видели собственное спасение. Благодаря всему этому даже внезапно ослепший человек мог не сорваться в бездну отчаяния и горя.
Однако, если хоть на минуту представить себе, что он чувствовал, оставаясь наедине с собой? Тогда не было телевизоров, магнитофонов и радио… Только шум деревьев, пение птиц, колокольный звон, грохот проезжающей двуколки по мостовой… Поэтому уже в начале XIX века образованные люди и в России, и в других странах мира понимают, насколько слепой человек нуждается в возможности учиться и читать.
В январе весь мир отметил
Российской государственной библиотеке для слепых, что находится в Москве, в Протопоповском (бывшем Безбожном) переулке, в будущем году исполняется девяносто лет. Именно здесь сосредоточены все усилия и достижения человечества, призванные облегчить и сделать насколько возможно полноценной жизнь людей, для которых
С первого взгляда всё — как в обычной библиотеке. Только, конечно, площадь и читального зала, и абонемента значительно больше. Ведь если учесть, что четыре тома «Войны и мира» в переводе на шрифт Брайля превращаются в 28 томов, то можно себе представить, как выглядит хранилище всей художественной и научной литературы, учебников и журналов: огромные стеллажи с весомыми книгами — на белых переплётах и обложках которых строгим чёрным шрифтом обозначены лишь фамилия автора и название произведения. Естественно, нет ни цвета, ни иллюстраций. Главное для таких изданий — экономия места и специальной бумаги для брайлевского шрифта — ведь она не дёшева. Единственная полка с цветными обложками — детская. Эти книги изданы в самой библиотеке совсем небольшим тиражом, и только в них есть немного рельефных картинок.
Читальный зал соединён с компьютерным. Посетитель может прийти в библиотеку и благодаря брайлевской компьютерной строке или звуковой компьютерной системе «Джос» познакомиться с новостями в Интернете.
— Конечно, звуковая система, книги и учебники, записанные в определённом скоростном режиме на кассеты, более востребованы нашими читателями, — говорит замдиректора библиотеки Елена Васильевна Захарова. — Дело в том, что из наших постоянных 14 тысяч читателей большинство стали плохо видеть или ослепли в силу своего возраста, и они уже не хотят, а некоторые просто не могут выучить шрифт Брайля. Ведь для того, чтобы различать точки, подушечки пальцев должны быть мягкими и чувствительными, а профессия многих людей огрубляет к старости их руки, и они не могут различать рельеф. Им проще слушать.
Поэтому большинство полок абонементного зала заставлены кассетами. Наиболее востребованы сейчас научно-популярная литература, учебники. Что же касается современной художественной литературы, то, к сожалению, на брайлевский шрифт или звук удаётся перевести лишь
Интересна небольшая выставка, посвящённая знаменитым слепым и
Чтобы этот принцип не остался лишь на словах, в РГБС есть ещё несколько залов, которых нет в обычных библиотеках. Один из них — музей, основным лозунгом которого в отличие от других музеев стали слова «Руками трогать!». Дело в том, что основа экспозиции — выполненные в художественных мастерских макеты территории Кремля, храма Христа Спасителя, церкви Вознесения — небольшой величины, но с соблюдением всех пропорций и полным воспроизведением архитектуры зданий. На стенах — деревянные иконы… Посетители, родившиеся слепыми, могут все кремлёвские башни, стены, купола церквей и даже слёзы на лике Божьей матери потрогать руками. Конечно, в музей приходят люди разных конфессий, поэтому в планах библиотеки заказать макеты культовых зданий для исповедующих другие религии, проблема лишь в том, что это очень дорогостоящие изделия. В музее представлено и русское народное творчество: резьба по дереву — статуэтка медведя, обнимающего дерево, на котором трепещут листочки, глиняные игрушки. Целый стенд кружев, берестяных коробочков и прочих очень ладных вещиц, причём сделанных слепыми и плохо видящими людьми.
Случается всякое — бывает, в обычной семье, где родители успешны и здоровы, рождается слепой ребёнок. Тогда не только ему, но и его близким требуется помощь. В библиотеке есть игровая комната для слепых детей. Три педагога пытаются адаптировать малышей, никогда не видевших солнца, неба, травы, деревьев, зверей и птиц, лиц мамы и папы, к жизни на этой земле. Поэтому к игрушечным животным здесь особые требования — они должны быть предельно точными копиями настоящих. Пластмассовая лошадка, у которой «слиплись» передние и задние ноги, для невидящего малыша не годится. Он ведь «смотрит» руками, поэтому может решить, что у лошади только две ноги. Здесь есть говорящая азбука, образцы гречневой и рисовой крупы, специальные игрушки, обучающие простым вещам, — слепой ребёнок тоже должен уметь зашнуровать ботинки.
— Наша библиотека в принципе отличается от подобных зарубежных библиотек, — считает Е.Ф. Захарова. — Конечно, у них замечательно отлажен механизм, позволяющий слепому человеку получить любую информацию, которая ему необходима и интересна. Достаточно просто позвонить в библиотеку и сделать заявку — ему на диске отправляют озвученный текст, не требуя возврата. Работа нашей библиотеки ориентирована в первую очередь на то, чего в большей степени не хватает слепым людям — на общение. В зале абонемента читатели, некоторых мы знаем с детства, знакомятся, разговаривают, сотрудники всегда отзывчивы и терпеливы. Всё направлено на одну цель — поддержать человека в этой жизни. Если это необходимо, вытащить его из состояния депрессии. Ведь иногда, и это хуже всего, слепота возникает внезапно…
Лекцию «Слепота» из цикла «Семь вечеров» Хорхе Луис Борхес закончил словами: «Слепота — это дар. Я утомил вас перечислением полученных мною даров: древнеанглийский, в
Немногим из нас дана удивительная способность рассматривать навалившееся несчастье как дар. Но если есть такая возможность, почему бы этому не научиться…
Наталья ТРОЯНОВА