Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Слово о матери (Часть 1)

С чего начинается Родина?

Наше сознание помнит слова известной песни. Этот архетип выковало краснозвёздное время, и в нём нет никакой политидеологии. И поэтому мы имеем дело с готовой матрицей понятия «Родина». А в ней фигурирует обязательный образ матери: Родина — рождающая: начало всех начал.

 

Итак, мать — что в этом звуке для сердца нашего слилось и что же в нём отозвалось?

В моём деревенском сердце дом, он хоть и отчий, но неизменно с колыбелью, с бабушкиными сказками.  Бабушка ведь тоже мать — старшая женщина рода, ведунья и хранительница всех корней, символ родоначалия. Дальше — больше: отголоски архетипа — в красном бабушкином углу святые образа, где самый почитаемый — лик Пречистой Богородицы. А что над ним? Крестьянский космос избы, так как жилище русского человека в его архаической ипостаси есть слепок древней философии, вековой код. И если само слово «изба» главенствующее место отводит печи (изба — истьба — истобка – истопка), то вся конструкция строения устремлена к связующему звену, по крайней мере, по смыслу— к матице. Таким образом, матёрый брус, держащий пролёты потолочного перекрытия, и есть физический центр жилища. Именно в него вбивали кованый железный крюк, на который подвешивали детскую колыбель. Круг замкнулся.

 
 
 

Бабушка — центр родовой, скорбная Богоматерь — центр духовный, а потолочная балка — центр державный. Исток, оберег и опора. Всё в логическом триединстве, что свойственно именно славянскому мировосприятию.

 
 
 

Мир русской природы пронизан тою же внутренней космогонией, неизменно и неизбежно языческой, поскольку в душе русский крестьянин — дуалист, воззижденный на слиянии двух религий. Природная душа, притом лесная, органически чужда монотеизму. От многобожия — русский анархизм (у семи нянек дитя без глазу) и русская доподлинная поэзия: Есенин, Клюев, Заболоцкий, Рубцов…

 
 
 

Эта почвенная поэтика идёт от пантеизма, а самый русский поэт Есенин потому останется в веках, что насквозь архетипичен, а вовсе не какой-то там гений.

 
 
 

Гений как раз интернационален. Кстати, знаменитое «ты ещё жива, моя старушка?» едва ли не самая популярная вещь в поющей России, покаяние блудного сына перед матерью, приспособленное на доморощенный манер под библейскую притчу.

Сплошное язычество и в русском гербарии. Тут немало «именных» цветков: анютины глазки и васильки, ромашки и иван-чай, иван-да-марья и, конечно, мать-и-мачеха. Снова дуализм! Та же матрица, признающая во главе славянского мироздания чётность, равновесие и полярность безо всякой середины, где середина порой хуже, чем минус. В апологии парности тема мачехи вполне заслуживает нашего внимания, как и все её ответвления: сын-пасынок, дочь-падчерица и т.д. Даже в кукушкиных слёзках наличествует материнский подтекст: птица — олицетворение плохой матери, бросившей своих детей; в лесном цветке — тема раскаяния, притом что кукушка у нас — птица вещая, потусторонняя.

 
 

Один из этапно-мировоззренческих образов Богоматери на Руси, пришедший из Греции и предопределивший перенос столицы из Киева во Владимир — Мария-Элеус — образ смиренной Марии, ибо цвет её накидки пурпурно-коричневый, как раз в гамме кукушкиных слёзок. Это цвет окровавленной земли, что равно сострадательной любви, любви сквозь слёзы. Потом уже будут Мария-Орранта в воительном плаще и с поднятыми чашей-лотосом руками и Мария-Одигитрия — Дева Мщения.

 
 

Ещё одна тень христианской традиции в славянском гербарии — чабрец, или богородицына травка (богородская трава), её кладут в гроб усопшему. Древний культ, одетый в христианские ризы: последний дом живущего на земле (домовина и есть гроб) последовательно освящается образом-кодом Матери Небесной, прежде чем уйти в объятия Матери Сырой Земли. Обрядовый жест, вырастающий, может быть, в основополагающий символ, на многие годы определивший модель нашего бытия.

Читать Часть 2

Сергей Парамонов

541


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95