У нас школе №7 прошёл очередной Большой этнографический диктант, на который собралось около 85 человек разных возрастов и занятий. Волонтёрами и экзаменаторами выступали педагоги школы. Акцию приурочили ко Дню народного единства.
Диктант я пишу впервые. Надо же рано или поздно проверить себя на знание реалий современной России.
В фойе на месте регистрации и по коридорам до самого актового зала разместились женщины в народных костюмах России, с национальными угощениями в руках (типа хлеб-соль), а зал был полон ещё до начала. Это несмотря на начало зимы, холод и ветер!
Оказывается, добраться сюда оказалось несложно, были задействованы пассажирские автобусы. Один из них, например, привёз работников горгаза (они у нас большие общественники).
Организаторы встречали нас радушно, как на свадьбе, записывали, выдавали задания, показывали дорогу, несмотря на живую цепь к месту событий на втором этаже. Как-никак, акция проводится в четвёртый раз. Придумали этот экзамен на знание родной страны, её многонационального, многоконфессионального и многокультурного состава в Удмуртии, и вскоре этнодиктант стал международным. Что при современном разобщении племён и наций неудивительно, людям давно хочется прежнего единения – как в пору СССР. Это я понял, делая попутный опрос к 7 ноября.
Я-то наивно полагал, что, как журналист, достаточно эрудирован, но первый же вопрос поставил меня в тупик, как изношенный краснозвёздный паровоз в 1996 году,. Надо было дать статистику территориальных образований страны: автономий, краёв, областей, городов федерального значения и т.д., причём на память!
Даже зная, это непросто запомнить назубок. Женщина рядом вообще произнесла с ужасом и горем, глянув на вопросы:
«Неужели я такая дура!»
Она закончила одной из первых (думаю, просто сдала незаполненный бланк). Многие сделали то же самое. Я усомнился, что они так быстро справились с заданием: не сплошные же эрудиты собрались на диктант. Спасовали? Нет, оказывается, в массе своей справились (это я выяснил позже). И мне за себя стало ещё стыднее.
Я стоически высидел до конца, отвечая сначала на то, что твёрдо знаю, затем возвращаясь к спорным вопросам и заканчивая самыми трудными. Тут я просто напрягал мозг и наугад выбирал ответы из предлагаемых опросником. Как узналось позже, цвет лампасов наших уральских казаков я не угадал: написал «жёлтый», оказалось «зелёный». Этот «зелёный» я держал в уме, но отверг. А зря.
О правилах акции участников организаторы оповестили перед диктантом, показав ролик с рефреном «люди – родина моя». Так я узнал, что МБУ СОШ №7 с этого года является постоянной базовой площадкой для этнодиктанта. Акция проводится в 85 регионах Российской Федерации и в 38 государствах мира. Большой этнографический диктант призывает нас узнать свои истоки, свою историю, свои традиции, обычаи, обряды.
Действительно, попадая в стены школы, окунаешься в этнографические реалии, ощущая могучие токи крови и несмолкаемый зов предков. Мы вспоминаем тех, с кем рядом живём, кто волей судьбы – наши друзья, соседи и родственники. Мы понимаем, что при всех различиях
мы – единая общность и мы – один народ, и мы – граждане большой России.
На все ответы участникам отведено сорок пять минут – школьный урок. Вопросов всего тридцать, а вариантов ответов – от четырёх до семи.
Для наглядности приведу вопросы, которые на карте моих познаний обнаружили досадные пробелы.
Первый – о тех самых 85 равноправных субъектах: республиках, краях и областях (чего и сколько в России).
Второй – о Российском этнографическом музее (РЭМ), посвящённом народам России и стран бывшего СССР, с полумиллионной коллекцией экспонатов: в каком городе он находится (Москве, Владивостоке, Новосибирске или Санкт-Петербурге).
Ответ – в Питере, тут я угадал, размышляя логически.
А вот вам вопросы на засыпку, если вы не принадлежите к носителям этих знаний:
В какой республике России говорят более чем на 30 языках (в средние века её называли «страной гор и горой языков»)?
В каком языке из существующих в России 66 букв?
Кого называют котлярами, ловарями, сэрвами, влахами, крымами (это один народ: греки, или караимы, или татары, или цыгане)?
Кто из названных – абазины, буряты, нганасаны или саамы – называют себя «ня», что означает «товарищ»?
Кого из названных (нанайцев, нивхов, эвенков и эвенов) порой и сегодня в быту называют тунгусами, гиляками, ламутами и гольдами?..
Тут я пролетел, как фанера над Парижем. Ни в зуб ногой. Я половину этих слов вообще никогда не слышал.
Кто из участников этнодиктанта ответит на все тридцать вопросов – получает сто баллов. Я рассчитывал, в лучшем случае, на 60-70. Потому что точно помню, что до картошки репа была основным корнеплодом в России; татарский поэт, Герой Советского Союза – это Муса Джалиль, т.к. его имя носил мой пионерский отряд в школе; узнаваемый символ родом из Оренбургской области – пуховый платок; что из кобыльего молока делают кумыс …
Результаты участников по номеру бланка появятся на сайте «Мир этно.ру» после 13 декабря, а пока известно, что сто баллов набрал лишь один человек (не я), а средний балл ответивших – 67,3 (тут ещё теплится надежда). Но в целом я порядком отстал, и меня как отстающего надо (мне же) натаскивать. Потому что быть невеждой – это не фонтан в Петергофе.
Да здравствует Большой этнографический диктант! Ведь «люди – родина моя», а чем я хуже людей?..
Сергей Парамонов