На одном из публичных мероприятий, проходивших в Москве, где говорили о проблемах киноиндустрии и кинообразования, режиссер Александр Сокуров сказал, что закрывает свой некоммерческий фонд поддержки кинематографа «Пример интонации». Из-за финансовых трудностей. Существовать на «микроскопические средства» невозможно. И началась буря. Сокуров трубку не берет, телефоны в студии не отвечают. Домыслов все больше.
В самом деле, при поддержке культурного ведомства были созданы фильмы выпускников кабардино-балкарского курса Сокурова, который он набрал в Нальчике. Успехи Кантемира Балагова всем известны. Его дебютная «Теснота» два года назад отмечена в конкурсе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля премией ФИПРЕССИ. Недавно его «Дылда», правда, сделанная уже с другим продюсером, удостоена награды за режиссуру. «Глубокие реки» другого ученика Сокурова — Владимира Битокова — отмечены год назад на «Кинотавре» за дебют. Премьера «Софички» Киры Коваленко по прозе Искандера состоялась на Таллинском международном кинофестивале класса «А». «Мальчик русский» Александра Золотухина вошел в программу «Форум» Берлинского кинофестиваля. Худруком этих картин был Александр Сокуров.
В декабре прошлого года в фонд нагрянули с проверками после заявления одного из бывших сотрудников, уличили его директора Николая Янкина в финансовых нарушениях, но потом подозрения сняли, а дело оказалось в поле зрения Владимира Путина. Кто-то связывает «наезд» с просьбой Сокурова освободить отбывающего наказание украинского режиссера Олега Сенцова. После проверок в фонде приняли решение не связываться с госфинансированием — себе дороже.
Александр Сокуров не раз резко выступал по поводу ситуации в стране. В нашем недавнем разговоре он сказал: «Мы живем в России. Страна огромная. Мы оторваны друг от друга. Той частью молодых людей, которые там живут, мало кто занимается. Кино — закрытая каста, малоприятная среда, и мы можем чем-то помочь этим ребятам. Мы не ангажированы, не преследуем личных целей. Речь идет не столько о профессиональной помощи, сколько о человеческой. Возможностей у нас немного, но как-то сориентировать, познакомить с людьми, у которых в кино есть возможности, мы можем. Эти ребята имеют талант, они не высокомерны, не закормлены, независимы от Минкультуры, политиков, и я ценю их статус. А материальное положение у них критическое, нет средств на дипломные работы. Я все время говорю об этом, и я в этом смысле — неудобный человек. Ко мне многие испытывают ненависть. Откровенное политическое поведение отвергает от меня людей. Жить в окружении ненависти очень тяжело».
Разговариваем с коллегами Александра Николаевича, но никто не может дать четких разъяснений, иногда просто не знает, что происходит. На слуху-то только победы учеников. Ректор ВГИКа Владимир Малышев тоже не смог прояснить ситуацию: «Я не знаю, чем Александр Николаевич руководствовался. У нас с ним хорошие отношения, недавно я его приглашал в жюри фестиваля «Балтийские дебюты», но он сослался на занятость. У него все непросто. Он человек определенных политических взглядов, входил в Совет по культуре при президенте, а теперь, насколько мне известно, стал членом нового Совета по правам человека». «Ленфильм» выразил готовность оказать посильную помощь Сокурову в случае, если его фонд все-таки отправится в небытие.
Светлана Хохрякова