Читать Часть 1. Меняю профессию в 27 лет
Дисклеймер: здесь я продолжаю рассказывать о личном опыте, ни к чему не призываю и ничего не предлагаю.
В прошлом выпуске сериала про ныне безработную Екатерину Вячеславовну я рассказала о том, как стала копирайтером. В этой части я хочу подробнее разобрать вопрос профессиональных целей, смыслов и перспектив – в конце концов, хотелось бы знать, ради чего (кроме денег) мы каждый день встаем спозаранку и едем куда-то через весь город.
Нет, а кто такой копирайтер?
Оксфордский словарь сообщает, что копирайтер, цитирую: «разработчик, составитель рекламных текстов, издатель новых идей в рекламе, защищённых авторским правом». Звучит очень творчески, не так ли?
На самом деле всё не так радужно. Если ты оказываешься в рекламе на какой-либо креативной позиции, то становишься интеллектуальным разнорабочим: пишешь тексты, сценарии, придумываешь идеи для мероприятий или акций «1+1» в супермаркетах, сочиняешь частушки или 50 имён для индейцев. При этом у тебя есть три главные точки коммуникации – клиент, который отправляет задачу, менеджер, который ее принимает на стороне агентства и доносит коллективу и непосредственное начальство. Главная цель копирайтера – не придумать самую интересную и выгодную идею, а лишь угодить всем трем «инстанциям».
И не забыть про ограничения – бюджет, локации, количество участников, личные предпочтения клиента (и каждого из участников процесса).
Таким образом, через год-полтора успешной деятельности неизбежно возникают шаблоны. Уже известно, какие формулировки любит производитель конфет, что фармкомпания страшно боится чего-то «несерьезного», а у пивного гиганта всегда не хватает денег на конкурсы. И приходит рутина – конструктор из одних-и-тех-же-зато-работающих идей.
– Любая работа бывает скучной!
И это факт.
Но когда в любимой деятельности наступают унылые времена, всегда помнишь, ради чего это делаешь. Что создаешь каждый день, кому это приносит пользу, приходит ли удовлетворение от продуктивного дня, в конце концов?
Я помню день, когда впервые задумалась, есть ли смысл в копирайтинге. Испытательный срок в очередном агентстве только что закончился, и я спросила руководителя – что будет дальше? Чему мне нужно научиться, чтобы расти. Руководитель, к слову, удивительная молодая девушка, ответила, что через некоторое время я могла бы получить повышение до маленькой управленческой должности. Еще через год-два – добраться до поста креативного директора. А задачи – задачи останутся такими, как сейчас, просто ответственности будет больше.
Тогда я подумала: «И это всё?».
Мне потребовалось три года, чтобы понять – всё.
Вертикальный рост, больше денег, больше ответственности. И те же самые задачи без возможности взяться за что-то действительно важное. Потому что клиентам нужны продажи, агентству – успешная статистика по проектам. А мне, видимо, нужно что-то другое для того, чтобы не ненавидеть свою работу.
Вывод, который сделала я: понятия не имею, чего хочу.
Вывод, который сделал бы мой воображаемый психотерапевт: финансовых амбиций и чувства конкуренции мало для удовлетворительной карьеры. Отсутствие внятной мотивации, замеченное еще в 11 лет, наконец выросло в проблему.
Happy ending
Чтобы убедиться в правильности ощущений, я попробовала:
- Новое агентство;
- Длительный отпуск;
- Работу на дому;
- Проектную работу (это когда ты берешься только за одну конкретную задачу).
Чем отчаяннее я стремилась договориться с собой, тем сложнее давалась каждая строчка очередного сценария. Я уже знала, что средняя презентация занимает у меня не более двух часов, но всё равно тянула до последнего, лишь бы не садиться за работу.
Тогда я приняла единственно верное решение – уволиться и не искать новую работу. И с первого октября 2020 года в моем мире больше не существует копирайтинга, рекламы, брендов и стратегий повышения продаж через удачную картинку на баннере.
New beginning
Два месяца прошли в абсолютной тишине. Любая мысль о работе вызывала тошноту.
Затем я снова начала писать, но уже «для себя»: в заметки, «в стол», случайным людям в личные сообщения. Вслед за этим проснулось желание искать призвание – но уже серьезно. Любой ценой, лишь бы не возвращаться в агентства.
Первым делом я, честно говоря, побеседовала с психотерапевтом – но уже не воображаемым, а настоящим. Совет был банальным – пробовать что-то новое каждый день, пока внутреннее ощущение не подскажет, что «дело всей жизни» найдено.
Несколько дней я действительно ему следовала, просматривая ролики на YouTube или пытаясь погрузиться в программирование, дизайн или кольчужное плетение. Но, к сожалению, терпение заканчивается (как и деньги на эксперименты), поэтому к бездумному поиску было решено подключить разум.
Раз уж работа без какой-либо высшей миссии меня не привлекла, то стоит начать искать именно здесь. Так был составлен приблизительный план действий:
- Понять, какого именно… смысла я ищу в будущей деятельности;
- Провести инвентаризацию навыков – имеющихся или доступных в получении;
- Определить сферы, которые мне интересны;
- Выявить ограничения или бонусы к старту новой карьеры;
- Поговорить со специалистами по рекрутингу и поиску предназначения – подсказки еще никому не вредили.
К настоящему моменту все эти пункты выполнены (некоторые – не единожды). Забегая вперед, могу сказать, что новая профессия если не найдена, то уже маячит на горизонте. А главное, сейчас я в домашней одежде, со старым ноутбуком, стоящим на коробке, гораздо счастливее, чем на всех своих предыдущих работах вместе взятых.
Но обо всём по порядку.
Екатерина Исаева