Другой
Я был новенький, учился в этой школе только с середины сентября. Меня не били, как других новеньких, которые приходили учиться в эту школу из других районов города. Тех били, потому что они были чужие, но я был слишком чужой, чтобы ко мне применить обычные правила. Мои родители были военные и находились за границей, что само по себе могло равняться в этом городке и в ту пору пребыванию на Луне. Я говорил совсем не так, как одноклассники, а на южнорусском диалекте, усвоенном в гарнизонах Одесского военного округа. Я также никогда не пробовал «Вермут» стоимостью 1 рубль 07 копеек, «Плодово-ягодное» и «Портвейн», потому что там, где я жил, в школе не пили вино. Однако самое большое отличие было в том, что я никогда еще ни с кем не дрался. Так получилось, потому что там, в прошлой жизни на юге, мне не приходилось бороться за существование.
Система
В классе учились два второгодника и один третьегодник: Касим, Будан и Крендель. Они находились на вершине властной пирамиды класса и входили в элиту школы. За ними шли мальчики, бывшие в приятельских отношениях с элитой. Ниже размещался «народ», те, кто мог за себя постоять и у кого хватало дипломатического искусства не провоцировать вышестоящих, не роняя себя. В самом основании пирамиды находились «шавки», парии, которые были постоянным объектом издевательств как со стороны элиты, так и каждого, кто хотел бы безнаказанно повысить свой авторитет за
Моя проблема оказалась в том, что я был вне этой социальной стратификации, и так долго не могло продолжаться. Повинуясь инстинкту, я набирал очки. Играл в сборной школы по баскетболу. Это ценилось. Учился неровно, чередуя пятерки и похвалы учителей с двойками и выговорами за невнимательность и отсутствие прилежания. Первое поднимало авторитет, второе стирало возможную границу между мной и остальным классом, чего не было бы, будь я круглым отличником. Установил приятельские отношения с мальчиками из «народа» и даже с теми, кто был приближен к элите. Все это было хорошо, но я чувствовал — пока хорошо.
Проверка
В «народе» был мальчик, чье положение было неустойчивым, звали его Сергей, а прозвище у него было Святой. Святостью Сергей не отличался, а прозвище получил, потому что ходил со своей бабушкой по воскресеньям в церковь. Святого недолюбливали: он был туповат, жаден и, будучи очень силен физически, избегал столкновений с равными себе или сильнейшими. Но не гнушался помыкать «шавками», что не возбранялось, но требовало некоторого остроумия и точно дозированной жестокости, мера которой определялась традицией и внутренним чувством. Святой не обладал ни чувством меры, ни остроумием.
Он предвидел угрозу деклассирования и искал
«Что, боксом занимался?» — ухмыльнулся Крендель. Я соврал, кивнул. Он вышел из класса.
Еще одна проверка
Меня бы и раньше били, если бы отец не приехал в краткосрочный отпуск. Он вошел в школу в парадной серой шинели, перепоясанный портупеей, высокий и стройный. Быстрые точные и вежливые вопросы, заданные негромким голосом, внимательный взгляд, короткие и емкие паузы между репликами — он разговаривал с классной руководительницей несколько минут и, попрощавшись с ней и со всем классом, вышел, оставив ощущение ясности и спокойной силы. Отец приезжал в октябре, но был уже конец декабря, и охранительный круг, очерченный силой отца, постепенно истаял. Вызов Святого был первым знаком этого. Ухмылка Кренделя — вторым.
Потому что через несколько дней Крендель принес в класс боксерские перчатки. Он примерял их весь первый урок, а на перемене подошел к Моське и стал изображать бокс. Моська находился на дне иерархии. Он был маленький и щуплый, с недвусмысленными признаками дистрофии и постоянным испугом в глазах. Еще, как мне казалось, в глазах Моськи можно было прочесть, что он ненадолго явился на этот свет и скоро уйдет. Крендель не бил Моську сильно, но того и не надо было бить сильно, потому что ему было страшно, и страх был хуже ударов. Крендель ни на кого не смотрел и просто гонял Моську по классу.
Я понял, что это послание Крендель адресовал мне. Понял, что должен вмешаться. Но я боялся Кренделя. Это был настоящий страх, сильнее того, что испытывал Моська. Я не боялся, что Крендель изобьет, что станет больно. Боялся его холодной неистовой ярости, которая сметала, разрывала мир на миллионы орущих от ужаса кусочков. И я не вмешался.
Изгой
Крендель начал избивать меня через две недели. Он молча подошел и ударил открытой ладонью по уху. Я сразу упал, а потом в голове долго был шум. Но в этот день Крендель ударил еще раз, а на другой день — еще. Теперь, приходя в школу, я ждал, когда Крендель ударит, и он бил. Я не жаловался никому, потому что мне было стыдно признаться, что Крендель меня сломал. В голове шумело все время. И все стало плохо. Я стал чувствовать, что отношение ко мне изменилось, что меня презирают. Самое страшное, что это было справедливо, ведь я в самом деле трусил. Даже учителя, не желающие вникать в неудобные для них вопросы,
Потом случилось вот что.
В поисках топора
И вот я иду в школу, спускаюсь с высокого крыльца по деревянным ступеням, с которых бабушка уже успела смести снег и соскоблить наледь. Но тяжелая калитка примерзла к створу ворот, и я, подергав ее, попинав, бегу в сарай, чтобы взять топор и, просунув острое лезвие между калиткой и воротами, напирая на топорище, открыть. В сарае темно, топор
Лезвие не блестело, оно было матовым, тяжелый штык был не наточен, но вызывал уважение. С помощью штыка я открыл калитку и вышел на улицу.
Штык положил в портфель. И тут представил, как подойду к Кренделю сзади и рубану коротко и сильно по его черепу. Я не постыжусь напасть сзади, потому что
Засада
От дома до школы было всего двести метров. Это слишком короткий путь, чтобы решиться. Я обошел школу вокруг, потом еще раз и наконец вошел. Опоздал, уроки уже начались. В раздевалке была странная тишина. И странный свет, который выделял геометрию помещения и делал пространство необыкновенно прозрачным и звенящим. Длинные ряды вешалок были усыпаны детской зимней одеждой, под вешалками стояли валенки и сапоги. От всего шел запах сопревших тряпок и пота — запах школы. Я разделся и собрался подниматься наверх, как услышал шаги.
Шаги приближались. Я нырнул в одежду и затаился.
«Кто там прячется?» — раздался голос завуча по воспитательной работе.
Сердце заколотилось, прошиб холодный пот, во рту появился металлический вкус. Эта дама была известна своей подозрительностью и дотошностью. Она выводила на чистую воду всех. «Я вам покажу лазить по карманам, — заводила себя завучиха. — В колонии ваше место, а не в советской школе!» Она двигалась между рядами вешалок, раздвигая пальто с одной и другой стороны. «А ну вылазьте, лучше будет!» — уже кричала она, распалившись. «Вот ты кто! Подумайте, кто, оказывается, шарит по карманам! Что тут у тебя, а ну открывай портфель». На ее лице было торжество. Я расстегнул портфель, медленно вынул штык и коротким сильным движением кисти рубанул ее в лоб. Она стала медленно оседать. Я достал из кармана платок и вытер кровь. На удивление крови было немного. Ее было жалко, как тогда, раньше, было жалко Святого. Но я чувствовал, что сделал именно то, что должен был сделать. Теперь я пойду и убью Кренделя. В лицо, а не в затылок. Я поднял портфель и пошел вон из раздевалки. Но как только ступил на неосвещенную лестницу, как будто провалился в никуда.
Новое утро
Пришел в себя уже в бабушкином доме. Было раннее утро, за окном темнота. Я лежал в постели и слышал, как тетка повторяет: «Вставай, опоздаешь в школу». Я встал, вспоминая в мельчайших деталях, как все произошло. Не было сомнения, я убил ее. Но когда? Если вчера, то я уже должен быть в милиции. И что с Кренделем? Успел ли я убить Кренделя? Где штык? Штыка в портфеле не было, как не было и платка в кармане. «Иди есть!» — крикнула бабушка. Я быстро поел, оделся, схватил портфель и выскочил на крыльцо. Бросился к зеленым воротам и потянул за ручку калитки. Калитка подалась. Но вот же и вмятина на ней — там, куда я вставлял штык! Пробежал двести метров до школы, вошел, прислушиваясь так чутко, как никогда раньше не делал. Все было, как обычно. В раздевалке шумели и толкались, дежурная уборщица ворчала, делая вид, что и в самом деле хочет угомонить детей. «А где завуч?» — спросил я осторожно. «Вот я тебе справочная!» — огрызнулась старуха.
Я поднялся на второй этаж в свой класс. Крендель уже был там и сидел на подоконнике. Подойдя к нему, я посмотрел ему в глаза. Не знаю, что уж было в моем взгляде такого, но тонкие губы Кренделя исполнили странную улыбку, потом он отвернулся и стал глядеть в окно.
…В этом классе я проучился еще год. Больше меня никто не бил.
Дубов Георгий