Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Соврать о девственности девушки тогда не решались»

Какими были свадебные обряды и наряды наших предков

Свадьба и сегодня остается важным моментом в жизни пары, несмотря на то, что все больше влюбленных обходятся без пышных торжеств и не дают заработать на себе свадебным распорядителям. Листая фотоальбомы родителей, бабушек и дедушек, мы видим, что у них все было иначе. А что если отлистнуть не меньше чем на столетие?

С древних времен женитьба считалась не только поводом для веселья, но и сакральным событием, вокруг которого было немало поверий, примет и обрядов. Что-то дошло и до наших дней — вспомнить хотя бы свадебный каравай, но многое мы все же успели позабыть. А ведь у наших предков были четкие правила по всем пунктам: в какой день жениться, как встречать сватов, как готовить невесту к венчанию, какие песни петь, какие цветы вплетать в венок, кто должен встречать молодых из церкви.

Отправной точкой многоэтапного свадебного ритуала было сватовство. Представители жениха, которых должно было быть нечетное количество, договаривались с родителями невесты о помолвке.

Сватали девушек обычно до Покрова (отмечается 14 октября), поэтому в народе говорили: «Прыйшла Пакрова — дзеўка гатова».

Именно родители принимали такое важное решение в жизни своей совсем еще юной и несмышленой дочери, ведь почти до начала 20 века в брак девушки вступали в возрасте до 18 лет. Те, кому стукнуло 19, а то и 20 лет, уже считались обузой для семьи и предметом насмешек для односельчан.

Лучшим днем для сватовства считали четверг. Сват (чаще всего крестный отец жениха) должен был обязательно взять с собой буханку хлеба и бутылку водки. Сватовство считалось успешным, если в конце застолья мать невесты насыпала зерно ржи в уже пустую бутылку, заворачивала в рушник и снова отдавала гостю с посылом: посеянное зерно обязательно прорастет новым колосом.

В отдельных регионах наполненную зерном бутылку прятали за икону в доме невесты и доставали лишь в день свадьбы, чтобы «обсеять» молодых. Вспомните: раньше именно зерном обсыпали машины свадебного кортежа, лишь в последние годы стало популярно устилать дорогу молодым лепестками роз, что, безусловно, красиво, но все-таки не в нашей традиции.

Верили наши предки и в дурные приметы: встретив по дороге к предполагаемой невесте женщину с пустыми ведрами или кошку, вся бравая компания возвращалась домой и начинала свой путь заново. Плохим знаком было и услышать петуха по дороге или частый рогот лошади.

Следующим этапом после сватовства шли заручины, сегодня мы это называем помолвкой. В далекие времена главной целью этого мероприятия было обсуждение двумя семьями вопросов, связанных с проведением свадьбы. Само слово «заручыны» своим этимологическим значением подсказывает, что встреча была для того, чтобы «заручыцца падтрымкай». В отдельных регионах этот обряд называли «запоіны», что происходит от местного выражения «запіць дзеўку».

Именно в этот момент обсуждалось приданное, а невеста одаривала свою будущую родню.

Свадьбы играли по воскресеньям, соблюдая правило воздержания от веселья во время постов. Самым благоприятным периодом считали промежуток с конца августа и до начала Рождественского поста. Учитывали и лунный календарь.

В субботу перед свадьбой происходил следующий этап обряда — «зборная субота». Вечером накануне торжества жених и невеста со своей, как тогда говорили, дружиной готовились к наступающему радостному событию.

По традиции молодые не виделись семь дней до свадьбы. Такой запрет объяснялся противостоянием злым духам. Кроме того, этих семи суток должно было хватить, чтобы жених и невеста приняли свою судьбу, а заодно захотели поскорее увидеться, почувствовали интерес друг к другу.

В процессе мужских сборов, которые аутентично назывались «хлапешнік», готовили транспорт, вычесывали коней, хорошо их кормили на ночь и украшали конную упряжь еловыми веточками и бубенцами. Родители и друзья проводили нравоучительную беседу с женихом, распределяли свои роли и обязанности на завтра.

Несколько иначе проходила сборная суббота у невесты. В дом приходили незамужние подружки и проводили четыре обряда: «пасад», прощание с косой, завивание венка и прощание с подружками.

Для первого обряда отец невесты вносил в комнату дежу, на которой замешивали хлеб, застилал ее вывернутым наизнанку кожухом. После брат невесты брал сестру за руку, трижды обводил ее вокруг возведенного «пасада» и просил благословения родителей. А после наступал момент истины: если девушка была девственницей, она смело садилась, если нет — брала стул и садилась рядом.

Как свидетельствуют этнографы, момент, конечно, очень неловкий, но нарушить многовековую традицию и соврать девушки тогда не решались. Тем более что во многих регионах Беларуси существовала традиция показывать сорочку молодой после первой брачной ночи. Если жена признавалась «хорошей», то на второй день свадьбы пили красную наливку, если такого заключения сделать не могли — пили водку.

После того как девушка выбрала, куда же ей все-таки садиться, ей обкуривали волосы сретенской свечой.

Следующим шагом было прощание с косой как символом девичества. Подружки запевали грустные песни о новой замужней женской доле, расплетали косу, расчесывали волосы. Уже с завтрашнего дня девушке запрещалось носить такую прическу.

После старшая подружка невесты завивала для нее свадебный венок, в который обязательно надо было вшить колечко и вплести растение под названием рута. Венок передавали матери невесты, которая на ночь вешала его возле икон.

Завершало сборную субботу прощание с подружками. Девушки пели песни, обнимали молодую, а та в ответ дарила каждой подарок — ленту, которой она заплетала свою девичью косу, или украшение.

В ночь перед свадьбой в доме как жениха, так и невесты пекли свадебный каравай, с чем также связано немало поверий. Если каравай сгорит, то жених (невеста) будет очень горячий в спорах; нельзя было месить тесто кулаками, потому что «муж будет бить жену»; водой, которой мыли руки после замешивания каравая, поливали особенно ценные садовые деревья и кусты, чтобы уродило.

В день свадьбы перед выходом из дома молодых снабжали различными оберегами: надевали нательные кресты, в складки ткани закладывали иконки, красными нитками вышивали крестик на тыльной стороне одежды, в обувь вкладывали листья рябины, пришивали маленький красный мешочек с четверговой солью под одежду в области сердца, невесту опоясывали красной ниткой.

Свадебный обряд начинался сразу после полудня, когда жених со своей дружиной выезжал за невестой. Невеста же пряталась в соседнем доме, но обязательно по той же стороне улицы, что и родительский дом: перебегать дорогу считалось плохой приметой.

После случался импровизированный выкуп и первое застолье. Затем проходило венчание. Хорошим знаком было, если в этот день шел дождь и незнакомые люди по дороге из церкви устраивали импровизированную заставу, требуя плату за проезд.

Встречали молодых на второе застолье в доме невесты ее родители — в вывернутых кожухах, отпугивая тем самым злых духов от новой семьи. Во время третьего застолья проходила церемония деления каравая. Молодые угощали гостей куском свадебной выпечки, те в ответ одаривали их деньгами.

Грусти на свадьбе тоже хватало. В белорусских традициях было «вясельнае галашэнне», которое подразумевало под собой обязательно слезы и печальные напевы. Эта традиция пришла еще с тех далеких патриархальных времен, когда невеста не имела права навещать своих родных первые три года замужества. Как от такого не заголосить.

Второй день свадьбы гуляли у жениха. В шутку молодую жену разыгрывали: разбрасывали горох по полу, посылали за водой, заставляли испечь гостям блинов якобы с целью проверить, какая она хозяйка.

Девушка в свою очередь не поддавалась на провокации, но отчетливо понимала, что теперь она в другом статусе и у нее новые обязанности. К вечеру гости расходились, праздник заканчивался, а новая, еще неизвестная, жизнь молодой семьи только начиналась.

Юлия Макаревич

Источник

411


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95