Ярмарка современного искусства Art Paris завершилась в парижском Гран-Пале. За три дня на ней побывало 57 тыс. посетителей, а многие из 112 участвовавших в ней галерей зафиксировали удачные продажи. Нынешняя Art Paris подтвердила, что в условиях кризиса нельзя действовать по старинке. Спонтанные решения тут оказываются правильнее давно продуманных, считает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
В этом году карантин прикрыл все ярмарки, в том числе художественные. Art Paris повезло. После отмены гигантов — Frieze, Biennale Paris, «Арт-Базеля» — и аварийного закрытия брюссельской Brafa и, наконец, последовавшей вчера капитуляции FIAC — она оказалась пока что единственной состоявшейся вживую. Ей помогла изобретательность организационного комитета во главе с искусствоведом, опытным культработником Гийомом Пьенсом. Он быстро сориентировался и воспользовался четырьмя свободными днями, от которых отказалась Biennale Paris.
В результате внеочередную Art Paris встретили с восторгом как вестника лучших времен, а сама ярмарка получила небывало благоприятные для выставок осенние дни и полностью свободное пространство под стеклянным куполом Гран-Пале. Организаторам пришлось, правда, пойти на санитарные ограничения, разделить показ на сеансы, чтобы не собирать одновременно более 3 тыс. человек, ввести обязательные маски и заливать посетителей гелем вместо шампанского. И все равно успех очевиден — на выставку пришло почти 57 тыс. человек. Организаторы признают, что это на 10% меньше, чем в прошлом году. Но, во-первых, времена теперь другие, публика пуганая, а во-вторых, галеристы отметили важное изменение аудитории.
Меньше оказалось любопытных, зато стало на четверть больше покупателей, причем отсутствие богатых иностранцев, американцев и азиатов, восполнили французы. Уровень цен на Art Paris традиционно ниже, чем на «главных» ярмарках,— лишь считаные произведения продаются за сотни тысяч евро. Но на сей раз в Гран-Пале пришли самые известные парижские галереи и смогли привнести свою ценовую политику. Впервые участвовавшая в Art Paris галерея Эмманюэля Перротена зафиксировала продажу 15 работ, в том числе стеклянной скульптуры Жан-Мишеля Отоньеля стоимостью €120 тыс. Столь же мощная, как Perrotin, галерея Nathalie Obadia смогла похвастаться в итоге даже лучшими продажами, чем в 2019 году. Среди 20 купленных у нее работ самой дорогой стала абстрактная живопись одной из фавориток галереи, парижской американки Ширли Джефф (1923–2016). За картину заплатили €200 тыс. Две скульптуры Сезара 1950-х годов продала за €150 тыс. и €200 тыс. французская AD Galerie. Галерея Yvon Lambert получила по €25 тыс. за две картины француженки Натали дю Паскье, известной не только как живописец, но и как дизайнер — она была среди основателей незабываемой группы Memphis. Художник Абделькадер Беншамма, который работает с Daniel Templon, принес своим партнерам по €40 тыс. за каждый из диптихов с персональной выставки, устроенной галереей.
Результаты ярмарки, несомненно, в пользу организаторов и участников, в том числе молодых галерей, которые получили в этом году от Art Paris весомый подарок. В их поддержку обращен сбор, полученный от продажи билетов,— около €110 тыс. Смелость и быстрота реакции организаторов позволила встроить выставку в окно между двумя периодами санитарных ограничений. Сейчас из-за увеличивающегося количества заболевших Париж ужесточает правила для массовых мероприятий. Ярмарка FIAC только что объявила, что пропустит 2020-й год и откроется уже в следующем октябре. Так что главный итог Art Paris не денежный, а репутационный. Культуре и художественному рынку поможет сейчас только готовность рисковать. Думаю, антиквары с Biennale Paris за четыре дня проведения Art Paris не раз пожалели о том, что были так осторожны и предусмотрительны.
Алексей Тарханов