Оценки ЕГЭ-2018 оказались чуть выше прошлогодних, число заваливших экзамены и оставшихся без аттестатов — немного ниже. Год нынешний, пожалуй, отличился повышенной креативностью, причем как в смысле подготовки к экзаменам и достижения невиданных прежде результатов, так и по части списывания.
фото: Евгений Семенов
ЕГЭ в основной период сдавали более 670 тыс. человек, в том числе почти 645 тыс. выпускников текущего года. Явка в среднем составила 92%, среди выпускников текущего года — 99%.
Самым успешным в этом году оказался ЕГЭ по русскому языку — здесь прирост показателей составил 3–4 балла. Однако в целом итоги ЕГЭ-2018 примерно такие же, как в прошлом году: где-то чуть выше, где-то чуть ниже, а в среднем — с повышением на 1 балл. Так, скажем, по географии средние оценки повысились с прошлогодних 55 до 56,5 балла; а по информатике, наоборот, снизились с 59 до 58,4.
Сопоставимо с прошлогодним и число высокобалльников (оценки ЕГЭ от 80 до 99 баллов): 26,7% против прошлогодних 25,1%. На 100 баллов смогли сдать ЕГЭ в 2018 году более 6 тыс. участников. Однако в этом году зафиксирован и абсолютный рекорд: московский выпускник набрал максимум в 400 возможных баллов на 4 экзаменах: русский, математика профильная, биология и химия. Правда, персональные данные молодого человека, включая его фамилию и номер школы, не разглашаются. Однако известно, что одновременно с ЕГЭ он покорил и с десяток олимпиад, добыв дипломы победителя и призера по самым разным предметам. Так что большому кораблю — большое плавание.
Число двоечников, оставшихся без аттестата, немного снизилось по сравнением с прошлым годом: 0,42% против тогдашних 0,57%. Правда, окончательная цифра, скорее всего, еще немного уменьшится, поскольку в показателе 0,42% не учтены результаты самой последней пересдачи резервного дня.
Немного сократилось и общее число удаленных с экзаменов — с прошлогодних 1130 человеко-часов до нынешних 1117. Все их результаты аннулированы. При этом за использование мобильников поплатились «нулевой» оценкой ЕГЭ 478 человек (в 2017 году — 523), а за «шпоры» — 463 (в 2017-м — 512). Остальные удаленные «отличились» каждый на свой манер, причем некоторые индивидуумы в решимости «обхитрить» ЕГЭ продемонстрировали истинный креатив. Так, один из выпускников был удален с экзамена после конфискации... удочки, с помощью которой он пытался поднять записку с решением задачи в экзаменационную аудиторию на втором этаже. Регион, где проживает этот креативщик, а также номер школы, его взрастившей, к сожалению, также не называются. А жаль: народ должен знать своих героев!
Теперь о том, что нас ждет.
Уже на будущий год к нынешнему, ставшему привычным перечню ЕГЭ добавятся еще один экзамен по выбору — китайский язык. Его демоверсию, как пообещали в ФИПИ, опубликуют вскоре после обсуждения на традиционном августовском педсовете этого года.
В 2022 году, как и планировалось, появится третий обязательный ЕГЭ — по иностранному языку (английский, французский, немецкий, испанский или китайский на выбор). Его апробация пройдет годом ранее — в 2021-м. При этом, как только предмет станет обязательным, заверила «МК» директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова, «он обязательно станет двухуровневым — профильным и базовым, в зависимости от того, нужен ли он выпускнику, чтобы просто окончить школу, или в качестве вступительного экзамена в вуз». А вот введение другого обязательного ЕГЭ — по истории, о чем ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева говорила как о вопросе практически решенном, в настоящее время, похоже, подвисло. Не факт, что такое решение вообще будет принято, и это к лучшему. При нынешнем состоянии дел обязательный ЕГЭ по истории, как писал «МК», неизбежно обернется либо полной профанацией, либо тотальной невыдачей аттестатов. Ну а что лучше, что хуже, пусть каждый решит сам.
Марина Лемуткина