Недавно проведенное исследование ВЦИОМ показало, что более трех четвертей (76%) опрошенных россиян состоят в чатах (групповых переписках на базе мессенджеров). Почти половина респондентов (и, стало быть, большинство пользователей чатов) — 46% - смотрят их каждый день. Среднее число чатов на душу подключенного к ним населения — 14 штук, а в возрасте от 35 до 44 лет средний участник этой формы коммуникации вообще подписан на 20 различных чатов.
Цифры внушительные — и совершенно не вызывающие удивления. Чаты всех мастей — примерно то же самое, что маркетплейсы в торговле или самозанятость на рынке труда: дешевое во всех смыслах орудие выстраивания коммуникации почти любого типа. Это маленькое новостное агентство без лишней бюрократии — такое явление, как новостные каналы, появилось еще в начале 2010-х годов, причем восточная часть России здесь лидировала. Это способ устроить «письменную конференцию» по любому случаю типа организации похода на байдарках: собираешь телефоны участников и вуаля, все вовремя оповещены и оперативно общаются.
Наконец, чаты — теперь главный рабочий инструмент общения: вхождение в команду теперь начинается не с отдела кадров, а с включения в чаты корпорации (официальный, с поздравлениями и объявлениями), отдела (с деловой текучкой) и еще, как правило, неформального чатика сотрудников (те же на манеже, но без злого начальника — чтобы перемывать косточки всей «вертикали»).
Поначалу, кстати — было это в середине 2010-х — на эти нововведения многие фыркали: мне что, все время иметь под рукой телефон? А зачем мне это в нерабочее время? Да к чему вообще нужна бесконечная лента сообщений, большая часть которых не имеет ко мне никакого отношения?! И вообще, что мешает начальнику писать подчиненным «в личку», зачем постоянный трёп?
На это начальники (кто подобрее и поразговорчивее) отвечали так: ну, во-первых, мы же должны все знать, что в отделе происходит, общий чат — это сверка часов и синхронное дыхание всего коллектива. Так что — отставить отлынивать и айда в общий чатик! И, немного погодя, прибавляли: ну, представь, каково мне писать в личку каждому из подчиненных. Умаешься же.
А тут кинул сообщение в общий чатик, и все прочитали. Быстро. Удобно. Выгодно. Вот, наверное, и ответ — кому надо, чтобы мы всё это читали.
Это самое удобство почти сразу и с завидным рвением оценили в школах (поступил ученик? Отлично: вот официальный чат с учительницей, вот неофициальный для перемывания ей косточек и сборов на подарки, вот отдельный чат узкой группы родительского комитета, а вот ехидный чатик «оппозиции» этому самому комитету). И в многоквартирных домах: чат дома, где порой бывает по сотне сообщений в день и более (тут же все отключают звук), чат подъезда (чья собака опять нагадила в лифте, доколе?!), чат для объявлений совета дома без права писать там кому-либо, кроме админов...
В результате — имеем постоянно действующую планерку на работе, родительское собрание нон-стоп в школе и заседание жилищного/гаражного кооператива. Ограничение одно-единственное — усталость участников: да, не только читать, но и писать людям надоедает. Но бывает, что прямо посреди ночи кому-то вдруг становится не до сна — и летят уведомления, летят во все десятки и сотни телефонов, подключенных к чату.
И просыпается кто-то, еще не догадавшийся выключить звук, и встревает в насущное обсуждение — кто же виноват в непристойных надписях в том же лифте? Красные, белые, зеленые, школьники, их родители, понаехавшие, понаостававшиеся? И к утру те, кто звук отключил, опять удивляются: елки-палки, вы что наделали, за ночь 500 постов, как теперь это все прочитать, чтобы ничего не упустить?
А никак, дорогие друзья. Не надо эти чаты читать вообще. К такому выводу приходят все больше людей с каждым годом. Просто потому что голова не резиновая, вместить такой объем информационного шума мы попросту неспособны.
АНТОН РАЗМАХНИН