Старый Новый год 2018 приходится на ночь с 13 на 14 января. Разницу в нашем нынешнем, григорианском, и прежнем, юлианском календаре продолжают обсуждать в РПЦ. Отец Всеволод Чаплин рассказал нам, какой Новый год, по его мнению, «более правильный», и как отмечать праздник 13 января.
В начале 2018 года протоиерей Константин Буфеев заявил, что России пора задуматься о возвращении к юлианскому календарю — и обрушился на «уродливую, антидуховную жизнь», когда, например, Светлая пасхальная седмица не совпадает со школьными каникулами, а «на Благовещение, когда птица гнезда не вьет и девица косы не плетет, работники фирмы начинают ремонт нашей квартиры».
Самое яркое проявление календарной неразберихи – праздник Старый Новый год.
- Должны ли православные в принципе воспринимать Старый Новый год как полноценный праздник? - спросили мы Всеволода Чаплина.
- Некоторые люди празднуют: я, например, собираюсь вечером пойти на любимый концерт, а потом выпить с друзьями по кружке пива или по бокалу вина. Для меня новогодние праздники – это что-то факультативное; иногда я отмечаю, иногда нет. Главное для христианина – Рождество, Крещение и другие церковные праздники.
Однако среди нас есть многие, кто действительно празднует Новый год дважды. Кто-то искренне уверен, что только Новый год по старому календарю «правильный», и призывает вернуть в России старый дореволюционный календарь – такие люди есть. Действительно, юлианский – более логичный, менее сложный, в нем учитываются природные явления, актуальные именно для нашей страны. Переход на новый календарь – лишь очередная попытка подстроиться под Европу, так почему же мы не можем вернуться к тому, что нам естественно? Некоторые священники уже неоднократно говорили о возвращении России к юлианскому календарю, о важности этого шага.
-- Значит, юлианский календарь, по-вашему, более естественен для русского человека, для православной церкви?
- Да, конечно, он ближе. Известно, что многие православные церкви принимали грегорианский календарь под влиянием Запада, некоторые думают о возвращении – например, Польская православная церковь вернулась. Юлианский календарь более логичный, менее запутанный, единственный его недостаток – это то, что со временем он отстает от астрономических и климатических реалий, привычных для Европы и северного полушария вообще.
Например, через много веков январь может превратиться в лето – но, строго говоря, какая разница в том, какая погода должна быть в тот или иной месяц, на тот или иной праздник? Южное полушарие живет с летним Рождеством, и ничего. Но главная причина возвращения к Юлианскому календарю – сугубо политическая: возникает вопрос, так ли нужно нам обязательно догонять Запад и соответствовать ему? Многие народу отказались от этой идеи, и отсталыми из-за этого не стали.
-- До революции, по юлианскому календарю, Рождество отмечали перед Новым годом. Значит, православные могли выдержать рождественский пост и уже в новогоднюю ночь гулять… Сейчас для многих организовать 31 декабря стол с постными блюдами – настоящая проблема, особенно если не вся семья религиозна.
- Вообще-то праздновать Новый год после Рождества логично – на то он и «от Рождества Христова», это древняя традиция летосчисления. И более логично отмечать его после окончания поста, чтобы не было сдерживающих факторов, чтобы люди позволили себе веселье.
- День 14 января по православному календарю – еще и день памяти Святого Василия. Какие обряды следует соблюдать в этот день верующему человеку – вместо того, чтобы просто сесть за стол?
- В этот день совершается обычное богослужение, поминают Василия Великого. Кроме того, этот день соединяется с праздником Обрезания Господня. Днем, конечно, люди могут вспомнить о том, что сейчас Старый Новый год, накрыть стол. Более логично отмечать его днем, после литургии, а не в ночь с 13 на 14. Верующие люди, которые будут спешить к причащению в этот день, после полуночи точно не смогут устраивать застолье.
- Васильевский вечер считается одним из самых подходящих для святочных гаданий. Как современная православная церковь относится к этой традиции?
- За много лет я ни разу не видел ни одного человека, который действительно бы гадал на Святки (хм, а мы, например, гадаем - «МК»). Мне кажется, это очень старая, почти забытая уже традиция. Где-то, может быть, на специализированных сайтах или телеканалах, наверное, этому учат, но я не встречал.
В любом случае, гадание – это ложная попытка заглянуть в будущее; а ведь некоторые вещи, касающиеся будущего, от нас сокрыты не случайно. Если бы человек полностью знал своё грядущее, он не имел бы нравственного стимула в своей жизни – не делал бы хорошего, больше бы грешил, если бы точно знал, когда умрет. Но православный человек должен быть готов к этому всегда, должен каждый день жить праведно, как последний. Кроме того, темные силы нам иногда подбрасывают ложное предсказание будущего, чтобы отвадить нас от добрых дел, подчинить себе. И через гадание это происходит весьма часто.